Опубликованные материалы

Как подготовить детский сад к внедрению инженерного мышления у дошкольников.

23-10-2022

Давыдова Марина Александровна

 

 Старший воспитатель, МАОУ Фроловская средняя школа «Навигатор» СП детский сад «Галактика», Пермский край, село Фролы

Как подготовить детский сад к внедрению
инженерного мышления у дошкольников.
Чек-лист готовности ДОУ
• Формулировка целей и задач. Они должны быть направлены на формирование технического мышления дошкольников на основе анализа основной образовательной программы и в соответствии с возрастными особенностями детей.
• Выбор направлений работы. Для развития инженерного мышления дошкольников используют конструирование, техническую деятельность, формирование элементарных математических представлений, логического мышления, опытно-экспериментальную деятельность.
• Определение проблемных областей. Необходимо выявить дефицитарные области и материалы, составить перечень необходимых исходя из принципа необходимости и материальных возможностей.
• Повышение компетентности педагогов. Анкетирование педагогов, курсы повышения квалификации, семинары-практикумы, консультации, мастер-классы.
• Создание развивающих технических центров, как отдельный объект, так и группах.
• Приобретение необходимого оборудования, материалов для опытов и экспериментов, разнообразные виды конструкторов, технику для программного обеспечения, технику для демонстрации учебного материала.
• Подбор материала. Следует подобрать материал с пошаговой инструкцией по конструированию модели, оформить картотеки, методички, создать видео материал для преподавания.

Старший воспитатель играет важную роль в подготовке детского сада к внедрению инженерного мышления. Его задача — создать условия, которые способствуют развитию у детей предпосылок инженерного мышления, а также подготовить педагогов к использованию инновационных методов и форм работы. Основные задачи старшего воспитателя: координация деятельности педагогов, создание развивающей предметно-пространственной среды, вовлечение родителей в образовательный процесс, мониторинг успешности формирования предпосылок инженерного мышления.

Для обсуждения с коллективом внедрения инженерного мышления в детском саду можно провести тематический педсовет. На нём можно обсудить, например, такие вопросы: актуальность развития инженерного мышления, значение конструирования, опыт работы педагогов по использованию различных конструкторов в образовательной деятельности с дошкольниками, можно обсудить, какие задачи нужно решить для совершенствования работы в направлении развития инженерного мышления, можно принять решения о том, какие условия нужно создавать для интеллектуального развития детей и их конструктивных навыков, как продолжать работу по конструктивно-модельной деятельности, используя современные конструкторы, и т. д..
Цели для внедрения инженерного мышления в детском саду должны быть сформулированы чётко и конкретно, учитывать возрастные особенности детей и требования ФГОС.
Этапы постановки целей
1. Определение общей цели. Например, «сформировать у детей предпосылки инженерного мышления» или «воспитать человека творческого, способного ориентироваться в мире техники».
2. Формулировка задач. Задачи должны быть конкретизированы с учётом возраста детей, например: развивать интерес к конструированию, формировать пространственное мышление, развивать наблюдательность.
3. 3.Разработка стратегии. Нужно определить, какие методы и инструменты будут использоваться для достижения целей, как будет организована работа с детьми и педагогами.

Несколько аспектов, которые важно предусмотреть заранее при внедрении программы по развитию инженерного мышления в детском саду:
• Создание развивающей предметно-пространственной среды. В детском саду нужно оборудовать центры экспериментирования, логики и математики, конструирования, технические бюро. Для этого необходимы современные технически сложные игрушки, конструкторы, энциклопедии.
• Разработка дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы. Её содержание должно зависеть от запроса родителей (законных представителей) и интересов детей конкретной группы.
• Взаимодействие с родителями. Важно вовремя раскрыть перед родителями стороны развития каждого ребёнка и предложить участие в совместных выставках технического творчества, исследовательских проектах, мастер-классах, экскурсиях, оформлении мини-музеев.
• Повышение компетенции педагогов. Для этого можно проводить педсоветы, обучающие семинары, семинары-практикумы, где будут уделять внимание развитию творческого мышления и созданию инновационных проектов.
• Создание творческой группы. В неё должны входить грамотные, активные педагоги, заинтересованные в идее модернизации образования

Поиск