Опубликованные материалы

«ТИКО-моделирование как средство развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста». Проект «Чудесный мир ТИКО».

22-12-2022

НИКИТИНА НАТАЛЬЯ НИКОЛАЕВНА

 

 воспитатель. г.Каменск-Уральский. Детский сад № 22

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад№22














«ТИКО-моделирование как средство развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста».
Проект «Чудесный мир ТИКО».






Составитель: Никитина Н.Н.














Каменск-Уральский
2022г


Актуальность.



Конструктор ТИКО создает для этого самые благоприятные возможности: дети успешно овладевают основными приемами умственной деятельности, ориентируются на плоскости и в пространстве, конструируют поделки как плоскостные, так и объемные, увлекаются
самостоятельным техническим творчеством, взаимодействуют друг с другом. Освоив и внедрив в образовательный процесс «Методические рекомендации по конструированию плоскостных фигур детьми дошкольного и младшего школьного возраста с мультимедийными работами» Н.М.
Карповой, И.В. Логиновой, я реализовала в старшей группе проект по конструированию «Чудесный мир ТИКО».










- совершенствовать представления о плоскостных и объёмных геометрических фигурах, телах и их свойствах;

- совершенствовать навыки конструирования по образцу, по схеме и по собственному замыслу;
- расширять представления об окружающем мире;
- развивать психические процессы - формировать умственные операции (анализ, синтез, сравнение, классификация и обобщение);
- развивать сенсомоторные процессы (глазомер, точность руки) через деятельностный подход;
- создать условия для творческой самореализации, мотивации на успех и достижения на основе предметно-преобразующей деятельности.
- поддерживать интерес детей к совместной интеллектуальной деятельности, проявляя настойчивость, целеустремлённость и взаимопомощь;
- способствовать развитию у детей самоконтроля и самооценки;


Методы Приёмы
Наглядный Рассматривание готовых построек, демонстрация способов
крепления, приемов подбора деталей по размеру, форме, цвету.
Информационно- рецептивный Обследование деталей, которое предполагает подключение
различных анализаторов (зрительных и тактильных) для знакомства с формой, определения пространственных соотношений между ними (на, под, слева, справа. Совместная деятельность педагога и ребёнка.
Репродуктивный Воспроизводство знаний и способов деятельности (форма: собирание моделей и конструкций по образцу, беседа, упражнения по аналогу)
Практический Использование детьми на практике полученных знаний и увиденных приемов работы, презентация своих моделей.
Словесный Краткое описание и объяснение действий, сопровождение и демонстрация образцов, разных вариантов моделей.
Игровой

Частично-поисковый

Метод стимулирования и мотивации
деятельности Использование сюжета игр для организации детской деятельности, персонажей для обыгрывания сюжета.
выполнение вариативных заданий

игровые эмоциональные ситуации, похвала, поощрение.


1 этап – подготовительный
Сентябрь Подготовка к основному этапу проекта:
изучение и подбор литературы, определение цели и задач проекта, составление
плана, подбор и изготовление демонстрационного материала (схем, иллюстраций); диагностика, проводимая на начальном этапе проекта в виде естественно-
педагогического наблюдения.
2 этап – основной
Октябрь- май Содержание работы над проектом:
1. Знакомство с названиями деталей ТИКО, различать и называть их.
2. Знакомство с различными способами крепления деталей.
3. Продолжать учить детей рассматривать предметы и образцы, анализировать готовые модели; выделять в разных конструкциях существенные признаки, группировать их по сходству основных признаков, понимать, что различия
признаков по форме, размеру зависят от назначения предметов; воспитывать умение проявлять творчество и изобретательность в работе.
4. Учить детей конструировать по схеме, по замыслу, самостоятельно отбирать тему, отбирать материал.
5. Учить работать в паре.


6. Развивать конструктивное воображение, мышление, память, внимание.
7. Дать возможность детям поэкспериментировать с конструктором.
8. Познакомить родителей с данным видом конструктора.

Основной этап состоит из 2 модулей.
Модуль «Плоскостное моделирование»
Цель: исследование многоугольников, конструирование и с моделирование на плоскости.
Чтобы научиться создавать собственные объемные модели, ребенку необходимо освоить конструирование, анализ и сопоставление объектов на плоскости.

Модуль «Объемное моделирование»
Цель: исследование многогранников, конструирование и сравнительный анализ их свойств.
3 этап – заключительный
Май Диагностика, проводимая на заключительном этапе проекта педагогического наблюдения.
Творческий отчёт (презентация с фото)


сроки Тема занятия Теория Задачи Материал
Октябрь "Знакомство с конструктором ТИКО»
«Домашние животные» Многоугольники, их
названия, количество углов и сторон у многоугольников. 1. Учиться
соединять ТИКО- детали.
2. Учиться конструировать Конструктор. Схемы.
Цветные карандаши.


(кошка, собака, миска)
(плоскостное, объемное
моделирование)
«Мяч для Тузика» Классификация
геометрических фигур по цвету, форме. ТИКО - фигуры по образцу.
3. Развивать умение классифицировать по цвету, форме.
4. Учить
зарисовывать схему своей конструкции.
5. Осваиваем понятия
«треугольник -
четырёхугольник»,
«большой - маленький».
6. Осваиваем понятия
«плоскостное и объемное
моделирование»
7. Знакомство с приёмом
«превращения» плоскостной
фигуры в объёмную конструкцию.
8. Развивать
творчество, мелкую моторику рук.
9. Развивать игровое общение друг с другом с помощью ТИКО - фигур.
10. Воспитывать чуткое, внимательное отношение к
окружающим и друг к другу Презентация
«Домашние животные»
сроки Тема занятия Теория Задачи Материал
Ноябрь «Животные наших лесов»
(заяц, белка, еж, лиса, олень, Многоугольники, их
названия, количество углов и сторон у многоугольников. 1. Закрепить понятие
«пятиугольник». Конструктор. Схемы.
Цветные карандаши.


медведь, мышь, волк)
(плоскостное, объемное
моделирование) Классификация
геометрических фигур по цвету, форме.
Конструирование сложных фигур по образцу 2. Учиться конструировать по схеме.
3. Повторить понятия
«треугольник» и
«четырёхугольник».
4. Учиться различать
многоугольники (треугольник,
четырёхугольник, пятиугольник).
5. Учиться находить и называть
заданные многоугольники.
6. Развить умения сравнивать
геометрические фигуры и выделять их свойства.
7. Учить
зарисовывать схему своей конструкции.
8. Осваиваем понятия «
плоскостное и объемное
моделирование»
9. Развивать
творчество, мелкую моторику рук.
10. Развивать
игровое общение друг с другом с помощью ТИКО - фигур. Презентация
«Животные России»
сроки Тема занятия Теория Задачи Материал
Декабрь «Животные
жарких стран, обитатели
морей»
(черепаха, слон, морская звезда, Многоугольники, их названия, количество углов и сторон у многоугольников. 1. Знакомство с понятием
«шестиугольник».
2. Учиться конструировать Конструктор. Схемы.
Цветные карандаши.


морской еж, крокодил,
попугай, жираф, коала, жираф, змея)
(плоскостное, объемное
моделирование)
«Ёлочка – символ Нового года»
(елочка, снежинка, звезда) Классификация геометрических фигур по цвету, форме.
Выделение 2 свойств
геометрических фигур. ТИКО-фигуры по схеме.
Вспомнить приметы зимы.
Учимся находить и называть заданные многоугольники.
Учимся конструировать объёмные ТИКО- фигуры.
Развитие умения выделять и называть свойства геометрической фигуры.
Учиться находить и называть
заданные многоугольники.
Развить умения сравнивать
геометрические фигуры и выделять их свойства.
Учить
зарисовывать схему своей конструкции.
Осваиваем понятия
«плоскостное и объемное
моделирование»
Развивать
творчество,
мелкую моторику рук.
Развивать игровое общение друг с другом с помощью ТИКО - фигур. Презентация
«Животные жарких стран»


сроки Тема занятия Теория Задачи Материал
Январь «Птицы»
(ворона, дятел, сова, цапля, птенец, скворец, лебедь)
(плоскостное, объемное
моделирование) Многоугольники, их названия, количество углов и сторон у многоугольников.
Классификация геометрических фигур по цвету, форме.
Выделение 3 свойств
геометрических фигур. Закрепить понятие
«Цилиндр, призма, конус».
Учиться конструировать по
схеме и по образцу.
Учимся находить и называть заданные многоугольники.
Учимся конструировать объёмные ТИКО- фигуры.
Развитие умения выделять и называть свойства геометрической фигуры.
Учиться находить и называть
заданные многоугольники.
Развить умения сравнивать
геометрические фигуры и выделять их свойства.
Продолжаем учиться зарисовывать схему своей конструкции.
Развивать
творчество,
мелкую моторику рук.
Развивать игровое общение друг с другом с помощью ТИКО - фигур. Конструктор. Схемы.
Цветные карандаши.
Презентация
«Птицы»
сроки Тема занятия Теория Задачи Материал
Февраль «Техника» Многоугольники, их названия, 1. Развитие умения выделять и Конструктор.


(трактор, машина, танк, ракетная установка, парусник,
подлодка,
самолет, лодка, воздушный шар)
(плоскостное, объемное
моделирование) количество углов и сторон у многоугольников.
Классификация геометрических фигур по цвету, форме. называть свойства геометрической фигуры.
2. Продолжаем учиться
конструировать по схеме и по образцу.
3. Знакомство с
военной техникой.
4. Продолжаем учиться находить и называть заданные многоугольники.
5. Продолжаем учиться конструировать объёмные ТИКО- фигуры.
6. Развитие умения выделять и называть свойства геометрической фигуры.
7. Учимся находить и
называть заданные многоугольники.
8. Развить умения сравнивать
геометрические фигуры и выделять их свойства.
9. Продолжаем учиться зарисовывать схему своей конструкции.
10. Развивать творчество,
мелкую моторику рук.
11. Развивать
игровое общение друг с другом с Схемы.
Цветные карандаши.
Презентация
«Разные виды техники»

помощью ТИКО - фигур.

сроки Тема занятия Теория Задачи Материал
Март «Растения»
(плоскостное, объемное
моделирование)
«Праздник мам» Многоугольники, их названия, количество углов и сторон у многоугольников.
Классификация геометрических фигур по цвету, форме.
Закреплять знания детей о названиях и назначении посуды (чайная, столовая, кухонная) 1. Развивать умение классифицировать
деревья и кустарники.
2. Развивать умения выделять и на

Поиск