31-03-2025
Симанок Юлия Михайловна
Музыкальный руководитель "МАДОУ детский сад №108" г.о. Самары
Симанок Юлия Михайловна,
музыкальный руководитель МАДОУ «Детский сад №108» г.о. Самара
Здоровьесберегающие технологии в процессе музыкального воспитания дошкольников
В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования личности. Физическое здоровье неразрывно связано с психологическим здоровьем детей, с их эмоциональным благополучием.
Перед педагогами дошкольных учреждений стоит задача вырастить здорового ребенка. ДОУ имеет все возможности для формирования у детей навыков здорового образа жизни. Это связано с системностью дошкольного образования, возможностью поэтапной реализации поставленных задач с учетом возрастных и психологических возможностей детей-дошкольников.
В связи с этим актуальным становится интегрированное включение здо-
ровьесберегающих технологий в образовательное пространство ДОУ..
Здоровьесберегающая технология в дошкольном образовании – система мер, направленная на сохранение, поддержание и обогащение здоровья воспитанников .
Необходимо внедрение здоровьесберегающих технологий во все образовательные области, в том числе и образовательную область «Музыка» и интеграцию оздоровительной работы с музыкально-образовательной.
Научная основа применения базируется на программах и методических пособиях по музыкальному воспитанию Н. Ветлугиной, О. Радыновой, Т. Тюттюнниковой, Э. Костиной. Работу в этом направлении можно выстраивать, опираясь на фонопедическую систему В. Емельянова, на систему дыхательной гимнастики А. Стрельниковой, используя «Психогимнастику» М. Чистяковой.
В системе музыкально-оздоровительной работы в дошкольном учреждении
можно использовать такие здоровьесберегающие технологии:
• Дыхательная гимнастика
• Вокалотерапия
• Музыкотерапия
• Танцетерапия
• Игротерапия
• Ритмопластика
• Психогимнастика
• Пальчиковая гимнастика
• Логоритмика
Дыхательная гимнастика - это система дыхательных упражнений, направленная главным образом на профилактику и лечение заболеваний связанных с органами дыхания, сердечно-сосудистых болезнях. Упражнения на развитие дыхания играют важную роль в системе оздоровления дошкольников.
Вокалотерапия - научное название метода, который подразумевает лечение голосом.
Вокалотерапия путем активного тренинга, массируя гортань, щитовидную железу, бронхи, легкие, сердце, печень, оказывает лечебное воздействие на весь организм человека.
Приобщение малышей с раннего детства к доступной и любимой ими вокальной деятельности способствует полноценному психическому, физическому и личностному развитию детей.
Музыкотерапия – метод, использующий музыку, как средство нормализации эмоционального состояния, устранения страхов, двигательных и речевых расстройств, отклонений в поведении ребёнка. Музыка воздействует не только на эмоциональное, но и на общее физическое состояние человека. Специалисты считают, что благотворное ее влияние распространяется на весь организм: центральную нервную, сердечно-сосудистую, эндокринную, пищеварительную системы, а также на социокоммуникативные и адаптационные механизмы.
Можно использовать классическую музыку в целях музыкальной терапии практически на каждом занятии.
Танцетерапия. Музыкально-ритмические упражнения выполняют релаксационную функцию, помогая добиться эмоциональной разрядки, снять умственную нагрузку и переутомление. Музыкально-ритмические упражнения формируют красивую осанку, укрепляют мускулатуру, развивают мелкую моторику, воспитывают выносливость. Ритм, который диктует музыка головному мозгу, снимает нервное напряжение, улучшая тем самым речь ребёнка. Движения и танец, помимо того, что снимает нервно-психическое напряжение, помогают детям быстро устанавливать дружеские связи друг с другом, а это также даёт определённый психотерапевтический эффект.
Ритмопластика способствует психологическому раскрепощению ребенка через освоение своего тела. Во время ритмопластических этюдов улучшается физическое состояние ребенка, быстрота реакции, координация движений. Осознанное овладение танцевальными, ритмическими движениями также имеют значение и для умственного развития детей.
Психогимнастика – это курс специальных занятий (этюдов, упражнений и игр), направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка, помогает снять эмоциональное напряжение детей.
Пальчиковая гимнастика стимулирует действие речевых зон коры головного мозга детей, совершенствует внимание и память, облегчает будущим школьникам усвоение навыков письма.На музыкальных занятиях пальчиковые игры проводятся чаще всего под музыку - как попевки, песенки, сопровождаются показом иллюстраций, пальчикового или теневого театра.
Логоритмика. Логоритмические упражнения являются одной из форм активного отдыха, наиболее благоприятного для снятия напряжения. Выполняя упражнения с пением, дети учатся выразительности, умению распределять дыхание и координировать его с речевой фразой, у них развивается ритмическое чувство и музыкальный слух.
Результатом работы с применением здоровьесберегающих технологий станет повышение показателей физического развития детей, их психо-эмоционального состояния. У детей постепенно сформируется привычка вести здоровый образ жизни и следить за своим здоровьем.
Литература
Алябьева Е.А. Занятия по психогимнастике с дошкольниками: Метод, пособие. М., 2019.
Арсеневская О.Н. Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду: занятия, игры, упражнения. Волгоград, 2010.
Богина Т.Н., Яковлева Т. С. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. М., 2019.
Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: Метод, пособие. М., 2018.
Картушина М.Ю. Зеленый огонек здоровья: Программа оздоровления дошкольников. М., 2009.
Хабарова Т.В. Педагогические технологии в дошкольном образовании. СПб., 2016.
Петрушин В.И. «Музыкальная психотерапия». М., 1999г.