22-12-2024
Копырина Маргарита Васильевна
Воспитатель, МБДОО "Детский сад №3" Мюрючээнэ", с. Борогонцы Усть - Алданский улус (район) Республика Саха (Якутия)
Воспитание дошкольников посредством трудовой деятельности
Автор: Копырина Маргарита Васильевна
с. Борогонцы, Республика Саха (Якутия)
Аннотация: Трудолюбие и способность к труду не дается от природы, но воспитывается с самого раннего детства. Известно, что интерес к труду, необходимые трудовые навыки и личностные качества закладываются в детстве.
Ключевые слова: труд, воспитание ребенка
В данной статье рассматривается значимость трудового воспитания дошкольников. Так как Трудовое воспитание является одной из важнейших сторон воспитания подрастающего поколения. Как известно, интерес к труду, необходимые трудовые навыки и личностные качества закладываются с детства. Если раньше посильная помощь детей старшему поколению была естественной и общепринятой, а ребенок был более приспособлен к жизни, то современный технический прогресс, кардинально изменивший уклад жизни, внес свои коррективы в семейный быт. Работу по дому значительно упростила современная техника; проживание в сельской местности теперь не ассоциируется с ежедневными трудоемкими нагрузками, а современные дети подвержены излишней опеке со стороны взрослых, изолированы от малейшего риска, принятия решения и какой-бы то ни было ответственности. У детей нет даже потребности делать что-то самостоятельно, так как родители неосознанно выполняют за них простейшие действия, лишая их возможности самостоятельно одеваться, обуваться и т.п., недооценивая важность воспитания таких качеств, как самостоятельность, организованность, настойчивость, ответственность и дисциплинированность. Это приводит к установлению неправильных взаимоотношений взрослых и детей, возникновению у ребенка лени, неуверенности в своих силах, низкой самооценки и эгоизма.
ФГОС ДО ФОП ДО говорит о важности формировать в современном обществе социально-активную личность. Труд должен радостно войти в жизнь ребенка и помочь ему в успешном всестороннем развитии. Задачи педагогов и родителей - не пропустить этот момент, ведь дошкольный возраст - ответственная и благодатная пора, когда ребенок с радостью открывает для себя удивительный мир окружающей действительности.
Трудовое воспитание детей — процесс длительный, кропотливый, требующий систематичности и личной заинтересованности педагога, а также его тесного сотрудничества с семьями воспитанников.
Ведущая педагогическая идея опыта - целенаправленное развитие личности ребенка, направленное на развитие нравственно-волевых качеств через трудовую деятельность детей в процессе воспитания и обучения в детском саду и семье.
Для реализации поставленной цели, чтобы добиться практических результатов в трудовом воспитании детей, мною были выделены следующие основные задачи:
• Повысить профессиональный опыт по данной теме путем изучения необходимой учебной и методической литературы, интернет-публикаций по теме самообразования.
• Формировать правильное отношение к труду у детей дошкольного возраста, их трудовые умения и навыки.
• Воспитывать трудолюбие и творческое отношение к труду, умение сотрудничать в коллективной трудовой деятельности, оказывать взаимопомощь и взаимоподдержку.
• Создать развивающую среду в группе для поддержания интереса к трудовой деятельности.
• Разработать долгосрочный план работы с детьми и их родителями, привлекая к совместной трудовой деятельности.
Теоретическая база опыта очень важна, ведь работа воспитателя в целях повышения уровня воспитанников в области трудового воспитания дошкольников в огромной мере зависит от знаний самого педагога.
Значение труда как фактора развития личности ребенка нашло отражение в истории отечественной педагогики: труды П.П. Блонского, Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, С.Т. Шацкого и др.
А.С. Макаренко сказал: «Труд был всегда основанием человеческой жизни и культуры. Но что такое труд - это совсем не то, чем заняты руки ребенка, подростка. Труд - это то, что развивает маленького человека, поддерживает его, помогает ему самоутвердиться». В.А. Сухомлинский неоднократно отмечал, что любой труд делает человека более творческим, более радостным, умным, культурным, образованным.
Современные педагогические технологии:
• Одним из современных инновационных методов обучения является проект. В процессе реализации проекта трудовой направленности активизируется физическая сила и умственная деятельность детей.
• Технология исследовательской деятельности поможет детям увидеть как трудовые умения и новые знания можно использовать в разных ситуациях на протяжении всей жизни.
• Использование информационно-коммуникативных технологий (компьютеров, интерактивных досок и планшетов) в ознакомлении детей с трудом (мультимедийные презентации, целевые и виртуальные экскурсии, короткометражные мультипликационные фильмы о профессиях). Показ информации на экране вызывает у дошкольников большой интерес, способствует восприятию и лучшему запоминанию материала.
• Игровые технологии позволяют детям активно участвовать в процессе обучения, развивать свою фантазию и творческое мышление, а также учиться сотрудничать и решать проблемы вместе с другими детьми.
• Технология ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) позволяет использовать различные методы: проблемные ситуации, мозговой штурм, прием эмпатии, придумывание загадок.
• Дизайн-технология – это особый вид художественной деятельности, объединяющий в себе различные виды творчества: рисование, лепка, аппликация, конструирование, художественный и ручной труд.
• Технологии здоровъесбережения (организация труда в созданных безопасных условиях).
• Использование сказкотерапии.
• Разработка и использование операционных схем для трудовой деятельности.
Перечисленные современные технологии предоставляют детям новые возможности для развития и обучения, делая процесс более интересным и эффективным и должны применяться интегрировано.
В соответствии с программой обучения и воспитания в работе с детьми уделяется наибольшее внимание следующим видам детской трудовой деятельности:
• самообслуживание
• хозяйственно-бытовой труд
• труд в природе (на участке и в уголке природы)
• ручной труд
• Формируя у детей навыки самообслуживания, проводятся беседы с родителями, уделяя особое внимание на то, чтобы они чрезмерно не опекали своих детей, а одежда и обувь воспитанников были максимально удобными. Взрослым хочется все сделать самим – быстрее, лучше, аккуратнее. Они не задумываются над тем, что, если ребенку все время отказывать в желании что-то сделать самому (застегнуть пуговицу, попробовать завязать шнурки, и т.п.), то в скором времени таких желаний у ребенка появляться не будет. Чтобы научить последовательность одевания, можно использовать наглядное пособие в картинках по алгоритму одевания.
Воспитательное значение этого вида трудовой деятельности заключено прежде всего в ее жизненной необходимости. В силу ежедневной повторяемости действий навыки самообслуживания прочно усваиваются детьми; самообслуживание начинает осознаваться как обязанность.
Если труд по самообслуживанию исходно предназначен для жизнеобеспечения, для заботы о самом себе, то хозяйственно-бытовой труд имеет общественную направленность.
В особый вид труда здесь можно выделить труд в природе: воспитание у детей любви к растениям, бережное отношение к ним, знакомство с несколькими видами, названиями и особенностями. Развитие умения самостоятельно и ответственно выполнять обязанности дежурного в уголке природы: поливать комнатные растения, рыхлить почву, протирать листочки и собирать сухие. Воспитание желания помогать птицам зимой: насыпать корм в кормушки.
Труд в природе благотворно влияет не только на развитие трудовых навыков у детей, но и на воспитание нравственных чувств, закладывает основы экологического образования. Особое значение этот вид труда имеет для развития наблюдательности, воспитания бережного отношения ко всему живому, любви к родной природе. Также развитие у них желания заниматься ручным трудом, который по своему назначению является трудом, направленным на удовлетворение эстетических потребностей человека. В его содержание входит изготовление поделок из природного и бросового материала, бумаги, картона, ткани, крупы. При ознакомлении с трудом взрослых очень важно соблюдать постепенность в расширении сведений.
В детском труде ярко обнаруживается связь с играми, которые показывают, что дети по собственной инициативе подражают занятиям взрослых. Принимая на себя роли взрослого, они проникаются эмоциональным отношением к выполняемым действиям: тревожатся за больного, оказывают внимание пассажирам. Они испытывают эмоциональный подъем, волнение, радость, их чувства соответствуют чувствам труженика, хотя и не связаны с трудовыми усилиями.
Самым благоприятным и действенным материалом в трудовом воспитании детей являются сказки и их персонажи.
В воспитании дошкольников успешно применяется фольклорная проза. Русские и якутские поговорки и пословицы о труде в той или иной степени оказывают воздействие на развитие ребенка, прививая ему полезные привычки, демонстрируя ему, как хорошо любить труд, свою работу, ответственно выполнять свои обязанности и совершать добрые поступки. Они для детей прославляют труд и высмеивают – леность. Народная мудрость учит малышей любить труд и уважительно относиться к труду других людей.
Заключение: приобщение детей к труду взрослых расширяет кругозор и представление детей о разнообразии трудовых действий, профессий, знакомит со специфичностью и самобытностью труда взрослых в определенных местах жительства, развивает внимание, восприятие, воображение и слуховое внимание, расширяет словарный запас, связную речь, речевую активность и воспитывает уважение к труду взрослых, уважение к труженику и результатам его труда, желание и стремление оказывать помощь.