15-02-2025
Абрамова Любовь Сергеевна
Воспитатель
СТАТЬЯ
«Марафон как инновационная форма взаимодействия с семьёй».
Автор: Абрамова Л.С., воспитатель, г.Северодвинск, Архангельская область.
«Только вместе с родителями, общими усилиями, педагоги могут дать детям большое человеческое счастье»
(В. А. Сухомлинский)
Аннотация. В статье анализируются проблемы родительской компетентности как условие становления ребенка. Дается анализ подходов к данному феномену в зарубежной и отечественной литературе.
В статье излагаются результаты апробации Марафона родительской компетентности, описывается формат и содержание работы с родителями детей старшей возрастной группы.
Формирование ответственного и позитивного родительства – одно из основных направлений социальной политики Российской Федерации, закрепленных в «Концепции государственной семейной политики до 2025 года. В основополагающем документе - Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (далее - ФГОС ДО) определен один из основных принципов «…сотрудничество с семьей», одной из целей, на достижение которых направлен ФГОС ДО, является «…обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей» [5].
В современных условиях просвещение родителей ДОО должно иметь подчиненное значение. Получаемые родителями знания должны быть не целью, а средством решения возникающих проблем и задач, построения продуктивного взаимодействия с детьми, с дошкольной образовательной организацией. Актуальнее сегодня стоит вопрос о наличие у родителей определенных компетенций. Взрослые люди хотят учиться, если они видят необходимость обучения и возможность применения его результатов для улучшения своей жизни [4]
Нарастающий интерес к проблеме формирования родительской компетентности нашел отражение в появляющихся в последнее время программах тренингов, семинаров и методических разработках. В то же время, необходимо отметить, что большинство из них не раскрывает важных психолого-педагогических аспектов формирования родительской компетентности, в основном сводятся к лекционной форме и теоретическому содержанию, что затрудняет практическую тренировку навыков и систематическую работу родителя над собой.
При этом можно отметить тот факт, что в целом сегодня родители все больше осознают необходимость самообразования и саморазвития в части воспитания детей, но не всегда понимают содержание, компоненты родительской компетентности. Современные родители испытывают потребность в грамотной помощи профессионалов в вопросах формирования родительской компетентности. Актуальность проблемы, ее психолого-педагогическая значимость в теоретическом и практическом значении обусловили потребность в поиске новых современных технологий в данной области.
В данной статье мы будем рассматривать как объект анализа родительскую компетентность, а предметом анализа – формирование родительской компетентности.
Анализ современных научных подходов к определению понятия «компетентное родительство» позволяет говорить о нем как о многомерном феномене, обусловленном факторами культурно-исторического, культурно-ценностного, социально-экономического, этнического, религиозного, духовного, психологического, биографического и прочего происхождения. По своим характеристикам это понятие связано с психолого-педагогической компетентностью: умение руководить, учить, воспитывать, осуществлять полезные действия по отношению к ребенку, слушать и выслушивать, сопереживать, наблюдать, вступать в коммуникации, решать нестандартные ситуации. В этом смысле психолого-педагогической компетентностью обладают люди, занятые в сфере «человек-человек», получающие
специальное в данной области образование, родители могут этого образования не иметь, и родительская компетентность может складываться стихийно и проявляться постоянно [3].
Когда говорят о родительской компетентности, имеют в виду компетентность, под которой авторы понимают:
-знания, умения, навыки и способы выполнения педагогической деятельности (Н.Ф. Талызина, Р.К. Шакуров);
-интегральную характеристику, определяющую способность решать проблемы и типичные задачи, возникающие в реальных ситуациях педагогической деятельности, с использованием знаний, опыта, ценностей и наклонностей (А.П. Тряпицына);
-интегральную личностную характеристику, определяющую готовность и способность выполнять педагогические функции в соответствии с принятым в социуме в конкретный исторический момент нормами, стандартами, требованиями (И.А. Колесникова);
-возможности создания условий, в которых дети чувствуют себя в относительной безопасности, получая поддержку взрослого в развитии и обеспечении необходимым в этом (Кормушина Н.Г.) [1].
На основе анализа психолого-педагогической литературы нами было определено, что авторы чаще всего в понятие родительская компетентность включают, такие умения родителя, как понимать ребенка, планировать образование, решать ситуации, знать особенности ребенка и учитывать их во взаимодействии с ним и другое. Однако, по нашему убеждению, человек, который знает, как надо делать, не всегда компетентен в выполнении деятельности, поскольку знания - это не тождественный термин компетентности.
В исследованиях отмечается деятельностная, актуальная сущность компетентности, понятие «компетенция» ближе к понятийному полю «знаю, как», чем к полю «знаю, что».
Важно, когда родитель понимает, что не только знания и умения в воспитание ребенка определяют успех в его развитии, но и понимание себя
как родителя и как человека, работа над собой имеет важное значение для выстраивания позитивного взаимодействия и развития ребенка.
В нашей работе мы придерживаемся следующего понимания компетентности родителя - это совокупность общекультурных (коммуникативных, информационных, самообразования) и специальных (правовых, экономических, психологических, социальных, витальных, педагогических) компетенций, необходимых для эффективного осуществления им, функций обучения, воспитания и развития детей для их успешной социализации в изменяющемся мире.
Определившись в теоретическом поле данного понятия, нами была намечена практическая часть работы в соответствие с предметом исследования - процесс формирования родительской компетентности.
Многими учеными и практиками признается в качестве основного метода «образования родителей» групповая работа с родителями. В зарубежной психологии родительские группы зарекомендовали себя как весьма эффективная форма обучения и решения психологических проблем родителей. Разные направления группового «образования родителей» ориентированы на различную практику работы с родителями, имеют различные цели, задачи, установки, а также уровни сложности.
Для повышения уровня осознанного изменения родителями своей компетентности и принятия новых компетенций, необходимо создание традиции жизни группы родителей и предметно-развивающая среда: диалог, тренинг, беседы, консультации, родительские вечера, клубы, конкурсы и др. Большой интерес у родителей вызывают специально подготовленные для них материалы в групповых демонстрационных папках, видео - презентации по отдельным вопросам на сайте детского сада, в родительских группах.
В данной статье мы описываем опыт проведения Марафона родительской компетентности.
В течение недели у родителей была возможность выполнить совместные задания с ребенком (опиши ресурсы своей семьи, коллективное рисование семьи, чтение подобранных рассказов с кейсами), задать вопросы специалистам.
В указанные дни проводились вебинары, где обозначались темы и задания - «Родительство сегодня: новая реальность», «Стили воспитания. Что актуально для современного ребенка», «Картирование. Ресурсы семьи», «Индивидуальная траектория развития ребенка и семьи».
Итоговой работой родителей совместно с психологом стало оформление карты семьи. На карте родители обозначали ресурсы семьи, каждого родителя, ребенка, так же обозначались «дефициты» - точки роста семьи. Интересным моментом стало определение целей развития семьи и ребенка.
Марафон как форма активности показал следующие положительные моменты:
1. Проведение марафона через сеть интернет способствует постоянной вовлеченности родителей в процесс. Это обусловлено доступностью материалов в любое время, что удобно для родителей с разной степенью занятости.
2. Обучение родителей ведется ненавязчиво, комфортно, в отличие от таких форм, как мастер-класс, круглый стол или семинар. У родителя есть возможность предварительно самостоятельно ознакомиться с материалом и попробовать.
3. Устанавливаются партнерские отношений с семьями воспитанников.
4. Родители делятся своими успехами не только с педагогом, но и с другими участниками марафона, что позволяет получить положительное подкрепление.
5. У родителей есть возможность поддерживать постоянный контакт с воспитателе, психологом, задавать уточняющие вопросы.
6. Участие в марафоне позволяет родителям увидеть некоторые особенности развития и интересы ребенка. В результате этих открытий родители могут выстроить свои собственные цели и задачи.
Современный родитель, ребенок – дошкольник требуют от детского сада новых форм активности и сопровождения.
Список литературы
1.Гладкова Ю. Семья как субъект образовательных отношений: взаимодействие, сотрудничество, партнѐрство [Текст] / Ю. Гладкова// Дошкольное воспитание. – 2018. – № 5. – С. 44-52.
2. Давыдова О. И. Как эффективно использовать технологии фасилитации на родительских собраниях в ДОО [Текст] / О. И. Давыдова, А. А. Майер. – М.: Центр педагогического образования, 2019. - 144 с
3. Инновационные формы взаимодействия ДОУ с семьѐй: родительские собрания и конференции, дискуссии, практикумы, встречи за круглым столом/