22-04-2024
Воробьева Ольга Николаевна
Воспитатель МДОУ "Детский сад №3 "Умка", р.п.Тоншаево Нижегородская обл.
Изучение основ финансовой грамотности в ДОО должно осуществляться в тесной взаимосвязи с родителями (законными представителями) дошкольников. Семья и ДОО передают ребенку первый социальный опыт.
В процессе организации образовательной деятельности необходимо обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и повышение компетентности родителей в вопросах формирования финансовой грамотности ребенка.
Перед родителями стоит задача помогать ребенку разбираться в наиболее сложных и важных вопросах, создать условия для совместного творческого освоения учебного материала и личностного развития. На родителях лежит ответственность первоначально познакомить ребенка с финансовой стороной жизни семьи:
- Кто и как зарабатывает деньги в семье.
- Как формируется семейный бюджет.
- Как распределить заработанные деньги, чтобы хватило на все необходимое.
- Как принять решение – потратить деньги сейчас или сохранить их для последующих покупок.
- Как научиться экономить деньги.
Перед воспитателем стоит задача привлечь родителей (законных представителей) к плодотворному взаимодействию в качестве помощников в процессе изучения ребенком основ финансовой грамотности.
С этой целью ДОО должна:
• быть максимально «открытой» для родителей (законных представителей) ребенка;
• предоставлять исчерпывающую информацию об образовательных программах, включая программу «Основы финансовой грамотности»;
• разъяснять специфику образовательной деятельности и регулярно информировать о ходе реализации образовательных программ;
• предоставить возможность открытого обсуждения вопросов, связанных с реализацией программ по финансовой грамотности;
• по возможности привлекать родителей к проведению занятий с дошкольниками.
Воспитателю следует разъяснять родителям необходимость регулярно беседовать с детьми на финансово-экономические темы, прививать бережное отношение к продуктам питания, вещам, игрушкам, ко всему, что создано человеком. Нельзя допускать, чтобы у детей стихийно складывались представления о том, что родители обязаны удовлетворять все их капризы и желания. Это приводит к потребительскому отношению к родителям, появляются желания, которые родители не в состоянии удовлетворять.
Дошкольник должен чувствовать себя полноценным членом семейного «хозяйственного коллектива», знать, откуда в семье денежные средства, что покупается, почему это можно купить, а это нельзя, почему необходимо иметь запас (денег, продуктов и пр.), как копить и экономить. Наибольший эффект дает обучение ребенка рациональному отношению к финансам именно в семье. Чтобы получить необходимые результаты, в семье необходимо воспитывать уважение к труду, труду людей, честно заработанным деньгам.
Тесный контакт между семьей и воспитателем помогает выстроить отношения взаимопонимания и выработать общий подход, а также обеспечить большую логичность и последовательность в изучении основ финансовой грамотности, обучении и развитии самого ребенка.
Контакт между семьей и педагогом помогает построить отношения взаимопонимания между ними и выработать общий подход, а также обеспечить большую логичность и последовательность в обучении и развитии самого ребенка.
Первыми учителями ребенка являются его родители. То, что ребенок узнает в своей семье, является основой для дальнейшего, полномасштабного процесса обучения. Общей целью, которая объединяет дошкольное учреждение и родителей, является воспитание образованного ребенка. Основные направления и формы работы с родителями (законными представителями)
В содержание работы с родителями входят:
1. Информационные методы: для работы с семьей эффективно использование папок-передвижек. Темы папок могут быть самые разнообразные: «Наша семья трудится», «Мы идем в магазин», «Мы планируем», «Мы копим» и пр. В папках-передвижках должен быть представлен примерный ход проведения занятия родителей с ребенком, даны рекомендации или отдельные задания для совместного выполнения, тематические стенды, памятки, информационные альбомы, фотовыставки с наглядным и консультативным материалом по различным вопросам, например: «Торговые предприятия», «Советуют специалисты», «Школа для родителей», «Поход в магазин» и др. Можно создать страничку на сайте дошкольной образовательной организации, организовать библиотеку, провести родительский лекторий, консультации.
2. Изучение и учёт интересов, мнений и запросов родителей, семейного опыта. Анкетирование, опросы, тестирование, личные беседы, родительская почта. Всё это позволяет воспитателю получить необходимую информацию для размышления.
3. Проведение лекций, семинаров, практикумов, бесед, тренингов, конкурсов, праздников, театрализованных постановок, выставок, экскурсий.
4. Проведение маршрутов выходного дня: банк, торговый центр, музей… Организация совместных мероприятий – достойная замена проведению времени у компьютеров и телевизоров. Это одна из лучших форм организации как досуга дошкольников, так и их образования. Через прохождение «образовательных маршрутов» наиболее эффективно приобретаются и усваиваются новые финансовые знания и умения. Прогулка принесет только пользу – и смена впечатлений, и свежий воздух, и развитие общего кругозора, и общение родителей, детей и воспитателей. Важно, чтобы ребёнок извлёк из прогулок и экскурсий как можно больше. Именно поэтому требуется специальная подготовка и участие со стороны родителей.
5. Проведение встречи с интересными людьми: финансисты, представители страховой компании, бизнесмены… Изучение проблемы ознакомления детей с явлениями социальной действительности в теории и практике показало, что труд взрослых дома и в детском учреждении в изменившихся социально-экономических условиях не всегда ими осознается, не всегда интересен и понятен детям (труд менеджера, банкира и др.). Дети недостаточно представляют материальную сторону труда. В. Сухомлинский писал: «В дошкольные годы ребенок почти полностью идентифицирует себя с семьей, открывая и утверждая себя и других людей преимущественно через суждения, оценку и поступки родителей».
Главные методические принципы организации «Встречи с интересными людьми»:
- Гость во время встречи рассказывает о всех разновидностях трудовой деятельности взрослого человека: профессиональный труд, домашний труд, хобби и увлечения, но подробно останавливается только на одном виде труда.
- Выбранный вид трудовой деятельности преподносится как можно ярче и эмоциональнее.
- Обязательно демонстрируются результаты труда, некоторые трудовые действия и предметы-помощники.
Во время встреч необходимо разнообразить демонстрируемые детям виды трудовой деятельности:
- профессиональный труд – профессии сотрудников детского сада, родителей и близких людей воспитанников группы;
- домашний труд – труд по дому: уборка квартиры, приготовление пищи и т.п.;
- труд, связанный с природой: выращивание овощей, цветов; уход за животными и т.п.;
- хобби и увлечения (труд для души): ручной труд (вязание, вышивание, шитье, плетение, резьба по дереву, походы и т.п.); увлечения, связанные с искусством (игра на музыкальных инструментах, увлечение живописью, коллекционирование книг по искусству и т.п.); занятия спортом, увлечения туризмом, рыбалкой и др.
6. Конкурсы на составление рекламы фирменного блюда или изделия, на использование бросового материала «Вторая жизнь вещей».
7. Изготовление семейных экономических газет.
8. Участие в экономическом аукционе, в игре «День предпринимателя», в викторинах и т.д.
9. Детско-родительские проекты: «Магазин моей мечты», «Как мы экономили бюджет», «Как мы копили деньги».
10. «Брейн-ринг». В игре принимают участие две команды. После того как ведущий задает вопрос, начинается обсуждение (20 сек). Если у команды есть версия ответа, то игрок нажимает на кнопку и предлагает версию. В случае верного ответа он приносит одно очко, в случае неверного – очередь отвечать переходит к соперникам. Для победы необходимо набрать 5 очков.
11. Образовательный веб-квест (интернет-проект) – это созданный педагогом сайт в Интернете, который содержит проблемное задание с элементами ролевой игры. Для выполнения задания требуются ресурсы Интернета, где разрабатываются такие веб-квесты для максимальной интеграции Интернета в образовательную деятельность. В процессе прохождения веб-квеста дети и родители смогут проверить свои знания в области экономики и финансов путём выполнения заданий различных типов.
12. Семейный финансовый фестиваль – популярный сегодня стиль городского мероприятия, собирающего активную, продвинутую и заинтересованную в новых впечатлениях и знаниях аудиторию. Азы финансовой грамотности доносятся до участников через совместное творчество родителей и детей, предусмотрены разнообразные квесты и настольные игры, где каждый может применить полученные знания на практике и показать себя настоящим магистром семейного бюджета. Участие в фестивале позволяет юным участникам научиться правильно распоряжаться деньгами и избежать финансовых ошибок в будущем, а взрослым – улучшить собственные знания в сфере личных и семейных финансов и наладить коммуникацию с детьми через совместное творчество.
На каждом этапе жизни человек испытывает различные финансовые потребности. В детстве мы только узнаем, что такое деньги и откуда они берутся, в молодости задумываемся о получении образования, старте карьеры, а в зрелом возрасте важно знать, как сохранить накопления и приумножить сбережения.