20-02-2022
Вагнер Оксана Михайловна
Воспитатель
Постановка проблемы:
Недостаточно знаний о зимующих птицах, не сформированы навыки оказания помощи птицам в холодное и голодное время года - зимой.
Проведя беседу, предложив детям демонстрационный материал (карточки с изображением зимующих птиц): 2 детей назвали правильно почти всех птиц, 4 детей 3-4 птицы, а 2 детей только 1-2 птицы. Из этого следует: недостаточно информации в развивающей среде, дети мало наблюдают в природе. У детей, не сформированы навыки оказания. помощи птицам зимой
Цель: Сформировать у детей представление о многообразии зимующих птиц. Расширить знания об особенностях внешнего вида, жизни, повадках зимующих птиц, их приспособленности к среде обитания в зимний период.
Задачи проекта :
• вызвать интерес к окружающему миру;
• расширить и закрепить знания детей о зимующих птицах;
• сформировать бережное отношение к миру природы;
• воспитывать желание помогать птицам в трудное для них время;
• познакомить со стихами, художественными произведениями, загадками о птицах;
• сформировать умение различать птиц по внешнему виду;
• привлечь внимание воспитанников и родителей к проблеме жизни птиц в суровых условиях зимы.
Ожидаемый результат:
В результате реализации проекта «Зимующие птицы» у детей расширятся знания о зимующих птицах. Дети научатся вести наблюдение птицами, производить анализ увиденного, различать их по внешнему виду, повадкам, оперению. Ребята совместно с родителями изготовят и примут участие в выставке кормушек. Вместе с воспитателем познакомятся со стихами, художественными произведениями, загадками о птицах, выполнят коллективную аппликацию и оформят выставку детских работ «Наши зимующие птицы»
Этапы реализации проекта «Зимующие птицы»
1. Подготовительный этап.
2. Основной этап (практический)
3. Заключительный этап.
Реализация проекта:
I этап: подготовительный этап:
определение уровня знаний детей о зимующих птицах;
подбор необходимой методической литературы по теме;
подбор музыкальных композиций и произведений с пением птиц, песен о птицах;
подбор художественной литературы, картинок, энциклопедий, фотографий, предметов, связанных с птицами по данной теме;
создание необходимых условий для реализации проекта;
разработка и накопление методических материалов по проблеме.
II этап: основной
Познавательное развитие.
1. НОД «Зимующие птицы нашего края»
2. Беседа «Что ты знаешь о зимующих птицах?»
3. Беседа «Какие птицы с нами зимуют?»
4. Беседа «Как птицы готовятся к зиме? Чем питаются?»
5. Беседа «Для чего кормушке крыша?»
6. Дидактические игры:
• Игра «Что за птица?»
Цель: научить составлять описательный рассказ о предложенной птице, не показывая ее.
• Игра «Счет птиц»
Цель: закреплять умение детей согласовывать числительные с существительными.
• Игра «Назови ласково».
Цель: упражнять в словообразовании (синица – синичка, воробей – воробушек)
• Игра «Четвертый лишний»
Цель: закреплять знания детей о зимующих птицах, их внешнем виде.
Художественно эстетическое развитие.
1. Рисование – «Снегирь на ветке» Цель: закреплять знания детей
Цель: учить передавать внешний вид зимующих птиц, активизировать мыслительные процессы, развивать творчество.
2. Лепка – «Зимующие птицы»
Цель: формируем умение детей передавать образ птицы путем использования разнообразных способов лепки.
3. Коллективная аппликация «Зимующие птицы на дереве»
Цель: формировать умения и навыки работать вместе, строить общение, развивать привычку к взаимопомощи, развивать творческие способности, фантазию, воображение;
Музыкальная деятельность.
1. Слушание песни «Птички», муз. и сл. Т. Ломовой, «Воробей», муз. и сл. А. Ветлина.
2. Пение попевки «Птица и птенчики», муз. и сл. Е. Тиличеевой.
3. Слушание записи с голосами птиц.
4. Игра «Скок, скок, угадай, чей голосок».
Цель: создание условий для развития музыкально-творческих
способностей детей дошкольного возраста средствами музыки. Развивать внимание, память, слуховое восприятие.
Речевое развитие.
1. Чтение рассказов и стихотворений: (И. Тургенева «Воробей», В. Бианки «Синичкин календарь», А. Яшин «Покормите птиц зимой», С. Маршак «Где обедал воробей», Е. И. Чарушин «Воробей», С. Есенин «Поет зима – аукает»)
Цель: формирование интереса и потребности в чтении книг.
2. Рассматривание иллюстраций, фотографий на тему: «Птицы», «Птицы у кормушки».
Цель: расширить знание о зимующих птицах.
3. Чтение и обсуждение пословиц и поговорок о зимующих птицах.
Цель: Развивать у детей память, мышление; развивать умение давать полный ответ на поставленный вопрос.
4. Заучивание стихотворения А. Яшина «Покормите птиц зимой».
Цель: Настроить детей на восприятие произведения, подготовить внимание детей, пробудить интерес к стихотворению. Способствовать пониманию и запоминанию, обеспечить осознание композиционной последовательности стихотворного текста.
5. Отгадывание загадок.
Цель: вызвать интерес к предметному миру; закреплять знание детей о зимующих птицах; формируем детей логически мыслить, выделять основные признаки предметов.
Трудовая деятельность:
- подкармливание птиц на кормушке каждый день;
- желающим детям предложить взять на себя ответственность за наполнение кормушки кормом с целью формирования умения подбирать корм с учетом того, какие птицы прилетают на участок;
- предложить детям рассказать, почему особенно важно подкармливать птиц после сильного снегопада и гололеда, поощрять стремление заботиться о птицах.
Совместная работа с родителями:
Рекомендации для домашнего чтения:
«Зимние гости» Ю. Никонова, «Берегите птиц» Т. Евдошенко, «Почему плачет синичка?» В. Сухомлинский, «Птичий год» В. Бианки.
- Заучивание стихотворения:
«Снегири» Л. Татьяничева;
Рекомендации на совместные прогулки (наблюдение за птицами, обсудить внешний вид, окраску; вместе покормить птиц)
- Рекомендации в изготовлении кормушек и зимующих птиц.
- Конкурсы – «Мастерим кормушки для птиц».
III этап: заключительный.
Результаты проекта :
1. Расширился кругозор детей по теме: «Зимующие птицы».
2. Дети научились отличать перелётных птиц от зимующих.
3. На протяжении реализации проекта «Зимующие птицы» у детей развивалась связная речь, умение грамматически правильно строить предложение, отвечать на вопросы полным ответом.
4. Дети научились правильно подкармливать птиц (не все птицы едят один и тот же корм)
5. У всех детей появилось заботливое, внимательное отношение к птицам (дети каждый день, собираясь на прогулку, не забывали брать корм и кормить птиц).
6. Повысился познавательный интерес, значительно расширился кругозор знаний о зимующих птицах.
7. Воспитанники и их родители приняли активное участие в оказании помощи птицам в трудных зимних условиях.
В результате проведенной работы дети узнали:
какие виды птиц остаются зимовать в наших краях, а какие прилетают к нам на зиму;
как различить птиц по окраске;
какие корма предпочитают птицы.
Были сделаны следующие выводы:
• птицы становятся заметными и более активными с приходом тепла, чем ярче светит солнце, тем больше птиц на улице, тем они активнее;
• в ветреные дни птицы не прилетают;
• из кормов голуби и воробьи предпочитают семечки, а синицы – сало;
• воробьи, голуби прилетают стайками, синицы - по 3 - 4, снегири –по 3 -4 (в основном самцы, вороны – по одиночке;
• кормушку посетили 6 видов птиц;
• за время действия проекта птицы привыкли получать корм, поэтому подкормку необходимо продолжить.