04-06-2025
Капусткина Инга Михайловна
Воспитатель СП-д/с "Улыбка" ГБОУ СОШ пос. Светлодольск
Практическая работа.
СП-д/с “Улыбка” ГБОУ СОШ пос. Светлодольск
Капусткина Инга Михайловна.
Ситуационные задачи для выбранного художественного произведения.
№
Художественное произведение
Ситуационная задача
1
“Терем-Теремок”
(русская народная сказка)
В лесной избушке жли зверюшки. Угадайте, кто?
Рыжая, пушистая, хитрая… лиса.
Длинноухий, короткохвостый, трусливый… заяц.
Круглый, колючий, кусачий…еж.
Серый, злючий, зубастый… волк.
Неуклюжий, толстый, ворчливый.. медведь.
Вопрос: Сколько зверюшек жили в избушке? (5)
2
“Муха-Цокотуха”
К. И. Чуковский
На день рождения Муха-Цокотуха позвала на чай гос-тей, приготовила стулья. Первыми приползли гусеницы и заняли два стула. Затем прилетели три бабочки, тоже сели
на стулья. Вскоре прискакали кузнечики и уселись на двух
стульях. Толь-ко хотели чай пить, в дверь постучали. При-полз жук и занял еще одно место.
Вопросы: Сколько стульев было занято? (9)
Сколько пришло гостей? (8)
3
«Телефон»
К. И. Чуковский
Вопросы:
? Почему Чуковскому звонили звери и птицы?
? Какие потребности были у зверей?
? Почему носорог просил помочь бегемоту?
? Какие из всех потребностей были самыми главными?
Социально-нравственное качество: доброта.
Вопрос:
? Почему К. Чуковский помогал зверям и птицам?
Вывод: звери и птицы видели в К. Чуковском доброго, отзывчивого человека, который мог бы им помочь. У каждого были свои потребности. Но не всегда у дедушки Корнея была возможность удовлетворить все их потребности (пример с медведем, крокодилом).
4
«Мужик и медведь»
(русская народная сказка)
Вопросы:
? Чем занимался мужик в поле?
? Каким образом он поделил урожай?
? Зачем мужик повез репу в город?
? Почему мужик посеял на следующий год рожь?
? Какую работу выполнял мужик: нужную (важную) или нет?
Социально-нравственные качества: трудолюбие, расчетливость, смекалка, чувство справедливости.
Вопросы:
? Как мужик сохранил урожай?
? Какое качество помогло мужику обмануть медведя?
? Справедливо ли поступил мужик с медведем?
Вывод: благодаря своему труду и смекалке мужик остался с урожаем репы и ржи, получил товар и прибыль. Медведь трудиться не любил и остался с невкусными вершками и корешками.
5
«Федорино горе»
К. Чуковский
Вопросы:
? Почему домашняя утварь убежала от Федоры?
? Каким образом Федора их вернула?
? Как Федору отблагодарили за труд?
? Какую домашнюю работу вы знаете и выполняете?
Социально-нравственные качества: трудолюбие – лень, обидчивость, старательность, аккуратность, чистоплотность, бережливость.
Вопросы:
? Почему от Федоры убежала домашняя утварь?
? Любили ли предметы домашнего обихода свою хозяйку?
? Почему беглецы вернулись к Федоре?
? Кого называют бережливым, трудолюбивым?
Вывод: Федора не любила трудиться, ленилась. Из-за этого от нее убежала домашняя утварь. Поняла Федора, что плохо жить в доме одной, уговорила беглецов вернуться, стала их мыть, заботиться о них, бережно относиться к ним. А они стали блинами, пирогами ее кормить да сладким чаем поить.