12-02-2025
Туаева Ульяна Юрьевна
Тьютор МБДОУ №59 г.Владикавказ
Как стать тьютора?
Чтобы работать по специальности, требуется образование в области педагогики, детской психологии, психолого-педагогического сопровождения воспитанников с ОВЗ. Российские педагогические вузы совсем недавно начали готовить специалистов, переподготавливать.
В нашем ДОУ специалиста, получившие переподготовку - «Тьютор ДОУ», на базе высшего образования,
Что должен знать тьютор ?
Чтобы выполнять обязанности, специалист должен владеть методиками общей, коррекционной педагогики, индивидуального планирования учебного процесса. Нужны знания в следующих областях:
• законодательство в области образования, семейного права;
• основы возрастной педагогики и психологии, школьной гигиены;
• методики организации процесса обучения в общем, инклюзивном образовании;
• методы поиска информации, в том числе в цифровом виде;
• мотивация, развитие игровой деятельности у детей.
Чтобы заниматься с детьми с ОВЗ, специалист должен владеть методиками специальной психологии, логопедии, уметь диагностировать уровень психофизического развития воспитанников. В зависимости от должностной инструкции и места работы, могут понадобиться навыки коррекционно-развивающей работы.
Должностные обязанности и функции тьютора
Непосредственные должностные обязанности тьютора определяет руководство организации, в которой он работает. Инструкции разрабатываются на базе квалификатора профессий. К функциональным обязанностям специалиста, в целом, относится:
• выявление, структурирование и развитие у детей интереса к знаниям;
• подготовка индивидуальных;
• сопровождение учеников в процессе обучения;
• контроль уровня знаний, анализ причин успехов и неудач.
В обязанности также включают составление внутренних должностных инструкций, других документов. При работе с детьми с ОВЗ специалист делает упор на поддержку, активизацию стремления к знаниям, речевого общения.
Важные личные качества тьютора
Тьютор должен легко находить общий язык с разными людьми, устанавливать эмоциональный контакт с воспитанниками. В работе с детьми с ОВЗ нужно безусловно принимать их, быть максимально эмпатичным. Важные для тьютора качества:
• самоорганизованность, пунктуальность, ответственность;
• психоэмоциональная устойчивость;
• тактичность, спокойствие, рассудительность;
• толерантность и высокая культура общения;
• способности к анализу, наблюдательность;
• творческие способности, креативность.
Безусловно, детей с ограниченными возможностями здоровья нужно курировать, — и эту функцию часто выполняют тьюторы, — но на деле область их деятельности значительно шире.
Тьюторы могут и должны заниматься не только с отстающими, но и, наоборот, с талантливыми детьми, для которых стандартная программа настолько проста, что они теряют к ней интерес, что может негативно сказаться на всей их судьбе в дальнейшем. В этом случае для учащегося разрабатывается программа, учитывающая его способности.
Бывают и дети, которым сложно находить общий язык со сверстниками или педагогами, и это тоже влияет на процесс обучения. Помощь тьютора, выработанная им совместно с ребенком тактика поведения должны снять проблему.

