21-08-2025
Федяева Александра Валерьевна
Воспитатель, МБДОУ N22, г. Ростов-на-Дону
Индивидуальная беседа
Тема: «Гиперактивный ребенок»
Гиперактивность встречается у большого количества детей и серьезно
мешает их адаптации в обществе. По данным различных исследований, ей
страдают от 2,2 до 18% малышей. По сравнению с девочками у мальчиков в 4-5
раз чаще наблюдается гиперактивность в сочетании с синдромом дефицита
внимания. Такие дети вне зависимости от ситуации, в гостях, дома, на улице
бесцельно двигаются, бегают, недолго задерживают внимание на предметах. На
невнимательного ребенка не действуют наказания, уговоры и просьбы. Чтобы
понять, что делать с гиперактивным ребенком, и какое лечение выбрать,
необходимо сначала выяснить истинную причину проблемы.
Понятие гиперактивности:
В 60-х годах ХХ века врачи называли гиперактивность патологическим
состоянием и объясняли ее минимальными расстройствами функций мозга. В 80-
х годах чрезмерную двигательную активность стали относить к
самостоятельным заболеваниям, назвав «синдром дефицита (нарушения)
внимания с гиперактивностью» (СДВГ). Когда ребенок гиперактивный, признаки
этого проявляются в проблемах с концентрацией внимания, памятью и
обучением. Мозг такого ребенка с трудом обрабатывает информацию, внешние
и внутренние стимулы. Гиперактивные дети не в состоянии быть
сосредоточенными продолжительное время, контролировать свои действия и
отличаются неусидчивостью, невнимательностью и импульсивностью.
Симптомы:
⁃ неусидчивость, суетливость, беспокойство;
⁃ импульсивность, эмоциональная нестабильность, плаксивость;
⁃ игнорирование правил и норм поведения;
⁃ наличие проблем со сном;
⁃ задержка речевого развития и т.д.
⁃
Советы родителям гиперактивных детей:
Назначить курс лечения может только врач. В саду гиперактивный ребенок
автоматически попадает под наблюдение детского психолога. Трудно дать
конкретные рекомендации, какую работу с малышом проводить, так как все
зависит от особенностей проявления СДВГ. Постарайтесь присмотреться, как
ребенок реагирует на замечания, чтобы найти эффективное решение проблемы.
Работа с гиперактивными детьми должна проводиться индивидуально в каждом
конкретном случае.
Однако специфика психологии таких малышей позволяет дать общие
рекомендации, облегчающие воспитание:
Корректно формулируйте запреты
При общении с малышом, страдающим синдромом ДВГ, стройте предложения
так, чтобы там отсутствовало отрицание и слово «нет». Например, не стоит
говорить: «Не бегай по траве!», гораздо эффективнее будет сказать: «Выйди на
дорожку». Даже при возникновении конфликтной ситуации старайтесь
сохранять спокойствие. Если Вы что-то запрещаете ребенку, обязательно
объясните в чем причина этого, и предложите альтернативы

