Опубликованные материалы

Игра в шашки как средство развития логического мышления для детей дошкольного возраста"

20-04-2025

Троева Туяра Николаевна

 

 воспитатель, МБДОО "Детский сад № 3 "Мюрючээнэ" с.Борогонцы", Усть-Алданский улус (район), Республики Саха (Якутия)

Игра в шашки развивает логическое мышление, смекалку, сообразительность; вырабатывает умение мыслить абстрактно; воспитывает усидчивость, пространственное воображение; развивает способность действовать в уме; самое главное – развивать память. Шашки – это средство умственного развития детей. Ребенок, обучающийся этой игре, становиться собраннее, самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах. Такая деятельность рассчитана на работу в паре и изначально предполагает так же элемент соревновательности, что повышает эффективность развития ребенка.
Экспериментально подтверждено, что дети, вовлеченные в волшебный мир шашек, лучше успевают в школе, особенно по точным наукам. Обучение дошкольников игре в шашки является весьма актуальным на сегодняшний день. Раннее обучение детей дошкольного возраста игре в шашки позволяют обеспечить более комфортное вхождение ребенка в учебный процесс начальной школы, позволяют снизить уровень стресса, благотворно влияет как процесс обучения, так и на развитие личности ребенка, повышение продуктивности его мышления.
Актуальность: интеллектуальная игра в шашки является одним из наиболее распространенных видов спорта в нашей республике, стране и в мире.. данная игра вырабатывает объективность мышления, очень хорошо помогает развивать логику мышления, тренирует память, воспитывает настойчивость, смекалку, трудолюбие, целеустремленность, точный расчет.
наиболее перспективным путем развития логического мышления у детей дошкольного возраста, на наш взгляд, является использование синкретического вида деятельности, сочетающего элементы спорта, науки и искусства и в виду этого обладающего неисчерпаемым потенциалом развития широкого спектра важных личностных качеств. все это обусловило выбор опыта работы.
Проблематика:
Проблеме использования шашечных игр в качестве средства развития логического мышления у детей дошкольного возраста уделяется незначительное внимание.
Отсутствие методической литературы и методики обучения дошкольников по данной проблеме снижает эффективность работы дошкольных организаций в данном направлении.
Проблема воспитания, посредством игры в шашки существует давно, хотя в целом, она до сих пор полностью не исследована.
Практическая значимость опыта работы заключается в возможности совершенствования развитии логико-математического ума дошкольников в век технического образования и их подготовки к школе. Так же раннее выявление потенциальных возможностей и индивидуальных способностей ребенка и целенаправленное их развитие и обучение.
1.1 Из истории.
О шашках нередко можно прочитать в художественной литературе. В шашки играли на «мёртвые души» два великих плута – гоголевские герои Чичиков и Ноздрёв. Замечание Чичикова «Давненько не брал я в руки шашек» и ответная реплика Ноздрёва «Знаем мы вас, как вы плохо играете!» стали афоризмами…
История шашек уходит в далекую древность. Игра была обнаружена в гробнице египетского фараона Тутанхамона. О ней упоминает Гомер в «Одиссее», Д. Боккаччо – в «Декамероне», М.де Сервантес – в «Дон Кихоте». Одна из легенд приписывает честь изобретения шашек древнегреческому воину Паламеду, участнику осады Трои. В трудах греческого историка Платона приводится миф о том, как египетский бог Тот, придумавший шашки, предложил богине Луны сыграть с ним, но уговором: одержав победу, он получит от нее в награду 5 дней. Выиграв, бог Тот прибавил пять дней к 360, составляющим тогда год.
Первая книга об этой игре появилась в Европе в 16 веке; восточные славяне знали о ней уже в 4 веке. Играл в шашки и Владимир Мономах. На Руси их называли тавлеями, упоминания о которых встречаются ещё в Ипатьевской летописи (начало 15 в) и «Домострое» (16в). Но археологические памятники, обнаруженные в середине 20 в. При раскопках Переяславского могильника (Киевская область), позволили сделать вывод, что в шашки играли еще в Киевской Руси.
Пётр 1 поощрял это развлечение и ввёл его в программу увеселительных мероприятий- ассамблей. Петербургский сановник, очередь которого подошла устраивать у себя ассамблею. Должен был помимо всего прочего выделить особую комнату для игры в шашки. Увлекались ими А.В.Суворов, Г.Р.Державин, А.С.Пушкин, Н.В.Гоголь, Л.Н. Толстой, А.П. Чехов. В романе №Война и мир Л.Н.Толстой сравнивает стратегию военного искусства со стратегией шашечной игры.
В России первая книга о шашках - «Руководство к основательному познанию шашечной игры, или Искусство обыгрывать всех в простые шашки» - была опубликована в 1827 г. Любопытно, что автор А.Д.Петров – первый русский шахматный мастер. А первый Всероссийский турнир по шашкам состоялся в Москве в 1894 г.
Первый чемпионат по шашкам в Якутии состоялось в Якутске в 1936 г. Рассказывает участник Афанасий Иннокентьевич Потапов. Раньше никто и на задумывался о теории. В первом чемпионате я не добился высоких результатов но многому учился. Если в 40 лет мы узнавали и изучали шашки, а 40 лет заслуживали мастер спорта. Мы очень отставали в плане развития шашки.
1954 -1955 годах в республиканских чемпионатах участники люди в возрасте. Из них Ф.Л. Кондаков, А.И.Потапов, В.И. Михайлов, Г.М. Васильев и другие. Если они в Якутии были чемпионами, то в последующие годы вдруг молодежь стало появляться в чемпионатах. И с этих времен наши старики радовались новым поколеньям шашистов. А мы гордимся нашими предками и учителями.
В наше время из 9-ти призовых мест Чемпионата Европы 3 заняли представители якутской шашечной школы – гроссмейстеры Гаврил Колесов, Николай Стручков и Николай Гуляев. Самую престижную награду турнира – золотую медаль классической программы – завоевал Николай Стручков. Большой популярностью в нашей стране пользуется шашечная игра. По массовости шашки занимают восьмое место среди других видов спорта. Игра шашки пришло в наши дни с древних времен. На сегодняшний день это игра стала одним из видов спорта.
1.2 Логическое развитие детей в возрасте 6-7 лет
Дошкольное детство – это период интеллектуального развития всех психических процессов, которые обеспечивают ребенку возможность ознакомления с окружающей действительностью.
Ребенок учится воспринимать, думать, говорить; он овладевает многими способами действия с предметами, усваивает определенные правила и начинает управлять собой. Все это предполагает работу памяти. Роль памяти в развитии ребенка огромна. Усвоение знаний об окружающем мире и о самом себе, приобретение умений и навыков, привычек – все это связано с работой памяти. Особенно большие требования к памяти ребенка предъявляет школьное обучение.
Для успешного освоения программы школьного обучения ребенку необходимо не только много знать, но и последовательно и доказательно мыслить, догадываться, проявлять умственное напряжение, логически мыслить.
Обучение развитию логического мышления имеет немаловажное значение для будущего школьника и очень актуально в наши дни. Овладевая любым способом запоминания, ребенок учится выделять цель и осуществлять для ее реализации определенную работу с материалом. Он начинает понимать необходимость повторять, сопоставлять, обобщать, группировать материал в целях запоминания. Обучение детей классификации способствует успешному овладению более сложным способом запоминания – смысловой группировкой, с которой дети встречаются в школе.
Используя возможности развития логического мышления и памяти дошкольников можно более успешно готовить детей к решению тех задач, которые ставит перед нами школьное обучение.
Развитие логического мышления включает в себя использование дидактических игр, смекалок, головоломок, решение различных логических игр и лабиринтов и вызывает у детей большой интерес. В этой деятельности у детей формируются важные качества личности: самостоятельность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения. Дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, догадываться в поиске результата, проявляя при этом творчество.
Занятия по развитию элементарному логическому мышлению для дошкольников составляются, используя дидактические игры. Ведь для них игра – ведущая деятельность. Игры логического содержания помогают воспитывать у детей познавательный интерес, способствовать к исследовательскому и творческому поиску, желание и умение учиться. Дидактические игры как один из наиболее естественных видов деятельности детей и способствует становлению и развитию интеллектуальных и творческих проявлений, самовыражению и самостоятельности.
Развитие логического мышления у детей через дидактические игры имеет важное значение для успешности последующего школьного обучения, для правильного формирования личности школьника и в дальнейшем обучении помогут успешно овладеть основами математики и информатики.
На занятиях по развитию логического мышления дети играют в игры, насыщенные логическим содержанием, в них моделируются логические конструкции, а в процессе игры решаются задачи, которые способствуют ускорению формирования и развития у дошкольников простейших логических структур мышления. Эти занятия помогут детям в дальнейшем обучении успешно овладевать основами математики и информатики.
Цель: раннее приобщение дошкольников к интеллектуальным, позиционным играм, развитие логического мышления, развитие интеллекта, творческих способностей детей.
Задачи:
1. Формирование навыков игры в шашки;
2. Развитие познавательных процессов (внимания, памяти, мышления, воображения, логики);
3. Раннее выявление потенциальных возможностей и индивидуальных способностей ребенка и целенаправленное их развитие, расширение кругозора;
4. Популяризация и пропаганда русских шашек среди детей;
Овладение детьми техники игры в процессе соревнований.
Практическая значимость проекта заключается в возможности распространении передового опыта, совершенствовании технологии подготовки дошкольников к русским шашкам и раннего выявления их индивидуальных способностей.
Организован кружок:
• Кружок «Приключения на шашечной доске»,
• Участие воспитанников на улусных, республиканских соревнованиях.

Поиск