Опубликованные материалы

«Особенности формирования математических представлений в интеграции с другими видами детской деятельности в условиях реализации ФГОС ДО».

05-11-2024

Шафикова Гульнара Айратовна

 

 воспитатель МАОУ ЦО с.Старые Туймазы

«Все, чему учат человека, должно быть
не разрозненным, частичным,
а единым, целым».
Я.А.Коменский

В современной жизни проблема обучения детей математике приобретает всё большее значение. Это объясняетсябурным развитием математической науки и проникновением ее в различные области жизнедеятельности человека. Сегодня без счета, без умения правильно складывать, вычитать, умножать и делить числа человеку прожить невозможно. Поэтому в дошкольном образовании, согласно Концепции развития математического образования в РФ, поставлена задача- заложить фундамент для формирования у детей элементарных математических представлений через ознакомление с математическим содержанием окружающего мира.
В математике заложены огромные возможности для детского развития. Обучение математике в дошкольном возрасте способствует умению логически мыслить, рассуждать и действовать, применять полученные представления о различных свойствах предметов и отношениях в практической деятельности. О значении обучения математике емко сказал Михаил Васильевич Ломоносов, первый русский ученый «Математику уже затем учить следует, что она ум в порядок приводит».
Источником формирования элементарных математических представлений является окружающая реальная действительность, которую ребенок познает в процессе разнообразной деятельности: сначала под руководством взрослого, далее со сверстниками и самостоятельно.Занимаясь математикойребенок дошкольного возраста получает первое представление о том, что мир не есть хаос, он упорядочен и поэтому постижим.Основная цель ФЭМП в дошкольные годы - всестороннее развитие ребенка через создание психолого-педагогических условий для формирования целостной картины мира.
Математика – как особый мир, мир чисел, количества, геометрических форм, как мир величины, цвета и формысопровождает нас всю жизнь, ее понимание помогает понять мир вокруг нас и использовать его законы в свою пользу.Без замечательной науки - математики - нет ни прошлого, ни будущего.
Как же нам, педагогам, открыть детям этот необыкновенный, волшебный, загадочный мир математики, научить их понимать ее законы?
Как известно, содержание математического образования имеет свои особенности и разделено на три направления:
-представления и понятия;
-зависимости и отношения;
-математические действия.
Эти направления в дошкольном образовании реализуются через развитие у детей:
- элементарных математических представлений о форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени;
-сенсорных, предметно-действенных способов познания математических свойств и отношений: обследование, рассматривание, сопоставление, группировка, упорядочение, разбиение;
-экспериментально-исследовательских способов познания математического содержания (экспериментирование, моделирование, трансформация);
- логических приемов математического мышления: анализ, синтез, сравнение, наложение, приложение, рассуждение, уравнивание и комплектование, сопоставление, сериация, классификация, умозаключение;
-математических видов деятельности: счетной (обучение количественному и порядковому счету), вычислительной, измерительной, ориентировочной(в пространстве и во времени);
-точной, аргументированной и доказательной речи, обогащение словаря, его инициативности и активности.
В педагогике сложились два подхода к формированию элементарных математических представлений:
-информационный. Дети, работают по готовым образцам, шаблонам и алгоритмам, т.е. знания и умения получают в «готовом виде»;
-деятельностный. Ребёнок познаёт мир в процессе деятельности, исследуя его и экспериментируя, манипулируя его предметным содержанием по принципу: «Что вижу, с чем действую, то и познаю».Деятельностный подход характеризуется тем, что педагог не дает готовые образцы, создает, вырабатывает их вместе с детьми в процессе организации и интеграции различных видовдеятельности:познавательно -исследовательской, трудовой, изобразительной, коммуникативной, двигательной.
Деятельность, как система действий человека, средство познания мира и развития ребенка дает бесценный опыт и формирует у ребенка такие важные умения, как умение ставить перед собой цель, планировать свою деятельность, доводить план до результата.В деятельности ребенок «учится, познавать мир во всем его многообразии», использовать полученные математические представления на практике.
В любой деятельности ребенок отражает свое миропонимание, удовлетворяет присущую ему любознательность (почему, зачем, как устроен мир), а педагог создает условия для формирования целостной картины мира по принципу: от простого к сложному, от неизвестного к неизвестному, обучение ведет за собой развитие.
Математическое образование, как значимый компонент формирования целостной картины мира у детей дошкольного возраста, осуществляется в деятельности адекватными для него способами: не расчленением, не разделением на отдельные составляющие, а интегративно.
Что из себя представляет понятие «Интеграция»?
Идея интеграции в обучении берет свое начало в трудах великого дидакта Яна Амоса Коменского, утверждавшего: «Все чему учат человека, должно быть не разрозненным и частичным, а единым и целым». Интеграция - это взаимопроникновение и взаимодействие отдельных видов деятельности, что позволяет организовать педагогический процесс так, чтобы ребенок играл, незаметно для себя обучался, развивался и одновременно познавал целостность мира. Интеграция обеспечивает целостность и системность педагогического процесса, учит ребенка с первых шагов обучения представлять мир как единое целое, в котором все элементы взаимосвязаны. Основным фактором интеграционного процесса по ФГОС ДО выступает интеграция основных видов деятельности детей дошкольного возраста: познавательно-исследовательской, трудовой, художественно-творческой, коммуникативной, двигательной.
Интеграция различных видов деятельности в математическом образовании детей направлена на формирование у детей познавательной сферы, которая включает в себя развитие разнообразных способов познания, познавательных действий, познавательной деятельности. Ребенок познает мир в деятельности, исследуя его он в своем развитии эволюционно проходит все стадии познавательного развития:любопытство, любознательность, познавательный интерес, познавательная активность. Благодаря познавательной активности ребенка происходитзарождение первичного образа мира, который возникает и развивается как целостное образование познавательной сферы ребенкав процессе интеграции различных видов деятельности. Как сказал Бернард Шоу «Единственный способ что-то узнать — что-то делать». Деятельность-основной способ познания мира, условие для саморазвития ребенка. А математические представления (форма, размер, количество, ориентировка в пространстве) в интеграции выступают как средство освоения деятельности.
Интеграция содержания образования в разных видах деятельности позволяет создать модель организации педагогического процесса, где ребенок постигает базовые категории (часть, целое и др.) с различных точек зрения.
Как же интегрируются задачи математического образования детей в различных видах деятельности?
В современном мире особенностью формирования элементарных математических представлений стала интеграция двигательной, познавательной, изобразительной, деятельности на основе единства компонентов: познания, художественного слова, движения, игры, практической деятельности.
Математическое содержание окружающего мира в деятельности ребенок познает в процессе развития у ребенка познавательной сферы, которая состоит из трех компонентов:
-познавательные психические процессы (ощущение, восприятие, внимание, память, воображение, мышление, речь);
-информация (в процессе усвоения опыта и достижений, накопленные человечеством на пути познания мира);
-отношение к миру (эмоциональная реакция на отдельные объекты, предметы, явления и события нашего мира, отношения).
Познавательно-исследовательская деятельность, как вид развития познавательной сферы направлена на развитие сенсорных,мыслительных,психических процессов. Как известно, в основе познания лежит чувственный опыт.Результат любой деятельности зависит от того,насколько тонко ребенок владеет суммой специальных действий: рассматривание, ощупывание,сравнение, сопоставление, выделение главного и второстепенного и т.д. и умеет применять на практике логические приемы: сравнение, синтез, анализ, классификация, доказательство и др.Познавательно-исследовательская деятельность, так или иначе прикладывается ко всем видам деятельности, так как любая деятельность ребёнка требует базового сенсорного развития.
Наиболее эффективным видом формирования целостной картины мира является интеграция задач математического образования и изобразительной деятельности. В процессе предметного и сюжетного рисования, аппликации, лепки, развиваются и закрепляются математические представления о форме, размерах, о количественных и пространственных отношениях между предметами, их частями. Формируется восприятие цвета и техника детального рассматривания, пространственное мышление, умение видеть симметрию в окружающем мире, геометрические представления и измерительные навыки. Единство использования сенсорных эталонов (форма) и категорий (размер, пропорции, пространственные отношения и т. п.), передачи трехмерного мира средствами рисунка, важны как для математического, так и художественно-эстетического развития детей.Зрительные, осязательные ориентиры помогают детям более подробно запомнить, прочувствовать определенные математические понятия.
Ознакомление с основными свойствами музыкальных звуков - с высотой (регистры), с направлением мелодий вверх – вниз, с продолжительностью звуков (длиннее – короче) в музыкальной деятельности способствуют развитию у детей пространственных, временных, количественных представлений: дальше – ближе, выше – ниже, длиннее – короче и др.

Поиск