06-11-2024
Головачева Валентина Анатольевна
воспитатель
Разноуровневый подход в воспитании и обучении дошкольников на сегодняшний день -важная составляющая качественной и результативной работы педагога-дошкольника.
Своевременная диагностика дает возможность увидеть, что дети одного возраста. как правило, находятся на разном уровне развития и применение разноуровневого подхода позволяет каждому ребенку овладеть материалом на разном уровне, но не ниже базового.
Таким образом основная задача технологии разноуровневого подхода - Обеспечить максимальное развитие каждого ребенка, увидев его индивидуальность,
Систематическое использование разноуровневого подхода в течении всего дня пребывания в детском саду, правильное формирование предметно-пространственной среды дает ребенку возможность выбора и достижения более высокого результата.
Это путь к преодолению неуспешности детей дошкольного возраста.
В настоящее время возросло число детей, которые в силу различных причин недостаточно готовы к началу школьного обучения, испытывают значительные трудности.
Предупредить эти трудности и помочь преодолеть неуспешность детей мы можем на этапе дошкольного возраста и одним из эффективный путей является применение технологии разноуровневого обучения.
Технология разноуровневого обучения - это педагогическая технология организации образовательного процесса, в рамках которого предполагается разный уровень усвоения учебного материала. То есть глубина и сложность одного и того же материала различна, что дает возможность каждому воспитаннику овладевать учебным материалом на разном уровне, но не ниже базового, в зависимости от способностей и индивидуальных особенностей каждого воспитанника.
Основу технологии разноуровневого обучения составляют:
• психологическая и педагогическая диагностики воспитанника (сюда относятся результаты диагностики педагогов-психологов, учителей-логопедов, а также диагностика развития ребенка, которую заполняем мы 2 раза в год
• сетевое планирование (системный и комплексный подход к развитию детей, который включает в себя взаимодействие воспитателей, специалистов, работу с родителями, преемственность);
• разноуровневый дидактический материал (это посильное задания, упражнения, предлагаемые с учетом уровня знаний, умений и навыков дошкольников).
Цель технологии разноуровневого обучения: обеспечить усвоение учебного материала каждым воспитанником в зоне его ближайшего развития
Разноуровневый подход
-предоставляет шанс каждому ребенку организовать свое обучение таким образом, чтобы максимально использовать свои возможности;
-позволяет акцентировать внимание педагога на работе с различными категориями детей;
В структуре уровневого разделения выделяют, как правило, три уровня: минимальный (т.е. базовый), программный и усложненный.
Таким образом, технология разноуровневого обучения позволяет разделить группу детей на подгруппы, в которых и содержание образования, и методы обучения, и организационные формы различаются, также состав подгрупп может меняться в зависимости от поставленной учебной задачи.
Путь от первичного усвоения до прочного сформированного навыка у разных дошкольников не одинаков. Главной задачей воспитателя – сократить его у тех детей, у которых он длиннее, чем у остальных.
Технология разноуровневого обучения невозможна без наличия дифференцированного подхода. Дети с пониженной обучаемостью требуют особой формы учебной деятельности. Ребенок, у которого неустойчивое внимание, недостаточно развита память, не сможет выполнить многие из традиционных заданий, в этом случае требуется особая форма предъявления материала. Дети с повышенной обучаемостью также нуждаются в особом внимании воспитателя для развития своих способностей.
Успех применения технологии разноуровневого обучения во многом зависит от того, как происходило дифференциация на группы. Традиционно в рамках данной технологии принято выделять три группы.
(А) В первую группу входят дети, которые способны с лёгкостью усвоить материал, имеют высокий познавательный интерес; дают быстрые ответы на вопросы воспитателя; хорошо развитая речь (содержательная, грамматически правильная, выразительная); усвоение программы идет в полном объёме; достаточный уровень сообразительности и инициативы; при выполнении заданий старательны, умеют применять знания в повседневной жизни; в игровой деятельности занимают ведущие роли. Воспитатели для таких детей:
• усложняют программные задачи;
• создают проблемные ситуации;
• обеспечивают овладение самостоятельным поиском решения познавательных задач;
• стимулируют самостоятельность мышления, творческий поиск;
• дают возможность детям анализировать, делать выводы, доказывать свой метод познаний.
Таким образом, педагоги обеспечивали детям с высоким уровнем продвижение по пути их опережающего развития.
(В) Вторая группа детей – усваивают материал в соответствии с возрастом, неплохо справляются с заданиями, но, порой, без поддержки и помощи воспитателя теряются; недостаточный уровень самостоятельности, требуется дополнительная стимуляция при выполнении заданий; речь соответствует возрасту, но иногда встречаются отдельные грамматические погрешности, нарушения в звукопроизношении.
Для них особенно важен психологический настрой: «Я хочу», «Я могу», «Я умею», «У меня всё получится!» Воспитатели, осуществляя индивидуальный подход:
• дают образцы правильного выполненного задания;
• задают наводящие вопросы, подводящие к определённому выводу;
• закрепляют материал через дидактические задания и игры;
• воспитывают уверенность, решительность, смелость при небольшой стимулирующей помощи со стороны взрослого.
(С) Третья группа – отставания от сверстников; ограниченные фрагментарные знания и представления об окружающем мире; сниженная работоспособность, неподготовленность к приёму и переработке информации, низкий уровень познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, им трудно сосредоточиться, они быстро утомляются, предпочитают отмалчиваться; под влиянием неудач у детей складывается отрицательное отношение к занятиям.
К этой же группе можно отнести детей с повышенной возбудимостью и педагогически запущенных, которым не уделялось должного внимания в семье.
Для них воспитатели:
• создают условия для овладения ребёнком способами действий;
• готовят облегчённые варианты заданий;
• дают больше наглядного материала, схем – подсказок;
• обеспечивают возврат к предыдущему этапу обучения;
• уделяют больше внимания индивидуальной работе на занятиях и вне их;
• готовят к восприятию нового материала, проводя предварительную работу;
• используют похвалу, одобрение, подбадривание, различные виды помощи;
• включают сюрпризность;
• избегают таких слов как: «неправильно», «плохо», «не так».
При реализации разноуровневого обучения каждое занятие должно иметь чётко сформулированные тему, цель и задачи. На каждом занятии перед детьми ставятся конкретные задачи, при этом педагог старается добиться от каждого ребёнка (в зависимости от его возможностей) их реализации.
В ходе занятий необходимо использовать материал по уровням сложности или творческих способностей ребенка.
Например:
• Дидактическое упражнение со счетными палочками, в котором есть три варианта выполнения: одной группе детей составить и назвать геометрическую фигуру, состоящую из 3 палочек; второй – из 4 палочек; третьей – из 6 палочек.
• При использовании разрезных картинок: одна группа работает с картинкой, разрезанной на 4 части, другая – с 5 частями, третья – с 6 частями.
Технология разноуровневого обучения носит творческий характер и именно разноуровневое обучение позволяет воспитателю помогать “слабому”, уделять внимание “сильному”, работать более эффективно с детьми, испытывающими трудности в обучении, а также делают процесс обучения интересным, повышают познавательную активность и учебную мотивацию, исключают перегрузки, благотворно влияют на все стороны развития личности дошкольника.
Использование технология разноуровневого обучения эффективно во всех дошкольных группах, особенно в разновозрастных.