05-09-2024
Барышникова Тамара Александровна
учитель начальных классов, МБОУ "Ивнянская СОШ №1"
Научная статья на тему «Воспитание – дело государственное»
Автор: учитель начальных классов МБОУ «Ивнянская СОШ №1» п.Ивня, Ивнянского района, Белгородской области, Барышникова Тамара Александровна
Актуальность.
Правительство РФ ещё в 2015 году утвердила Стратегию развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины. Исходя из обновлённых ФГОС каждая школа России взяла курс на формирование и реализацию комплекса мер, учитывающих особенности современных детей, социальный и психологический контекст их развития, формирование предпосылок для консолидации усилий семьи, общества и государства, направленных на воспитание подрастающего и будущих поколений.
Опираясь на направления в Программе воспитания, в Законе «Об образовании в Российской Федерации» провозглашен один из принципов государственной политики в области образования - «демократический, государственно-общественный характер управления образованием, автономность образовательных учреждений». Причём слово «демократический» является ключевым. В связи с этим перед школой стоят задачи, имеющие несколько иной ракурс. Современная школа особый упор делает на процесс обучения. Это вполне объяснимо - она удовлетворяет запрос учеников и их родителей в знаниях, необходимых для поступления в ВУЗ. Но школа должна давать человеку не столько набор знаний из различных областей окружающего мира, сколько набор поведенческих образцов - умений: умение найти информацию, построить коммуникацию, общение, уметь исполнять и руководить. Хорошая школа не может заниматься только обучением. В современных экономических и социальных условиях всё больше становится востребован человек, способный принимать активное участие в преобразовании окружающей действительности, не боящийся брать на себя ответственность, умеющий работать в команде, т.е. обладающий лидерской позицией. Поэтому школа должна помочь ребятам стать активными гражданами общества, и тогда они смогут добиваться успеха в жизни. Этому должна способствовать практическая деятельность учащихся. Например, в системе школьного ученического самоуправления. Ученическое самоуправление (в широком смысле) - возможность ученического коллектива участвовать в управлении школой, отстаивать свое мнение, защищать свои школьные интересы.
Глоссарий.
Ученическое самоуправление - форма организации детского коллектива, в которой управление осуществляется силами школьников.
Общественная жизнь школы - социальная активность школьников, участие в решении насущных проблем школы.
Органы ученического самоуправления - активы школ, ученический совет.
Своё начало ученическое самоуправление берёт в 16 веке. Истоком его создания можно считать латинскую школу Валентина Тротцендрофа в городе Гольдберге. Главная идея воспитательной системы сводилась к тому, чтобы как можно активнее привлечь детей к выполнению общественно полезных дел.
Во второй половине 19 века в отечественных школах организуются ученические сообщества на основе детского самоуправления. Н.А. Добролюбов, Н.Г. Чернышевский, Н.И. Пирогов, К.Д.
Во второй половине 20 века широкую известность получила "коммунарская методика" И.П. Иванова, которая обеспечивала включение школьников в общественную жизнь школы. Воспитательная система школы строилась с тем учётом, чтобы привить детям потребность жить интересами социума. В центре системы - личность ребёнка с его способностями и интересами. Задача педагогов – раскрыть таланты и способности ребёнка.
И как говорил ещё в свое время Максим Горький «Любить детей — это и курица умеет. А вот уметь воспитывать их — это великое государственное дело, требующее таланта и широкого знания жизни. »
Платон говорил «Воспитание есть усвоение хороших привычек». И усваивать их нужно с начиная с НОО изучая государственную символику, региональную и конечно же муниципальную. Флаг, герб России, области, района традиционные участники крупных общешкольных мероприятий, а так же исполнение государственного гимна РФ.
Изучать права и обязанности гражданина помогают в школе такие акции и общешкольные дела как «Выборы президента», «Я гражданин РФ», «День города», «Я в ответе за свои поступки» и д.р.
Только устойчивый интерес к историческому прошлому своей малой родины, уважительное и бережное отношения к памятникам архитектуры и культуры; любовь и бережное отношение к родной природе; посильное служение Отечеству, активная жизненная позиция, честность, уважительное и доброжелательное отношение к людям, самоуважение и соблюдение правил культуры, организованность, пунктуальность и требовательность к себе направляют подростка к волонтёрской деятельности во благо другого человека и государства. В каждой школе наших муниципалитетов организовано работают волонтёрские отряды: экологической, патриотической, физкультурно-спортивной направленности.
Важное значение, несёт в себе и «Трудовое воспитание». С первой ступени образования мы стараемся приучать детей к трудолюбию и воспитывать уважительное отношение к труду. Все трудовые дела в муниципалитетах проводятся через общественно-полезную работу. Основным направлением в этой работе является самообслуживание. В самообслуживание входит дежурство по школе и в кабинетах. Дети с довольствием принимают участие в общешкольных субботниках по уборке и благоустройству территории школы и памятников погибшим воинам, трудовые десанты, волонтёрские отряды осуществляют помощь престарелым людям, в каникулярный период организовывается трудоустройство несовершеннолетних.
Хочется завершить словами Макаренко «…Правильное воспитание — это наша счастливая старость, плохое воспитание — это наше будущее горе…». И только тогда мы вместе сможем с Вами воспитать высоконравственную личность, разделяющую российские традиционные духовные ценности, обладающую актуальными знаниями и умениями, способную реализовать свой потенциал в условиях современного общества.