Опубликованные материалы

Конспект урока по литературе (9 класс) с использованием дистанционных технологий

23-01-2024

Гудина Елена Георгиевна

 учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №35 г. Белгорода

Урок литературы в 9 классе
Тема урока: В.Маяковский «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче».


Ход урока.
1.Теория
Стихотворение – это небольшое лирическое произведение, написанное встихотворной форме.
Метафора – переносное значение слова, основанное на сходстве илипротивопоставлении одного предмета или явления другому.
Гипербола – чрезмерное преувеличение свойств изображаемогопредмета. Вводится в ткань произведения для большейвыразительности.
Лексика – совокупность всех слов языка, его словарный состав.
Лексика просторечная – слова с грубым, стилистически сниженным и даже вульгарным оттенком, которые расположены за границами литературного слога.
Омонимы — одинаковые по написанию и звучанию, но разные по значению слова и другие единицы языка
Неологизм – слово вновь образованное.
Окказионализм — индивидуально-авторский неологизм, созданный поэтом или писателем согласно существующим в языке словообразовательным моделям и использующийся исключительно в условиях данного контекста, как лексическое средство художественной выразительности или языковой игры.

2. Чтение стихотворения В.Маяковского «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» на стр. 157-160
Посмотреть/послушать в исполнении актера В.Смехова → https://www.youtube.com/watch?v=FSNAViyyjyw

* Стихотворение написано в июне – июле 1920 г. в дачном посёлке Пушкино под Москвой, куда Маяковский ежедневно приезжал после напряжённого труда в РОСТА (Российское телеграфное агентство). Маяковский писал: «Эту вещь я считаю программной. Здесь речь идёт о плакатах. Когда-то я занимался этим делом. Нелегко давалось. Рисовали иногда дни и ночи. Часто не досыпали. Чтобы не проспать, клали под голову полено вместо подушки. В таких условиях мы делали «Окна РОСТА», которые заменяли тогда частично газеты и журналы. Писали на злобу дня, с тем, чтобы сегодня или на следующий день наша работа приносила конкретную пользу.

Тема стихотворения - необычайное приключение, бывшее с автором.
Идея стихотворения - назначение поэта и поэзии.

3.Лексический анализ стихотворения. Работа с таблицей. Заполнить примерами из стихотворения таблицу

Лексическая группа слов Примеры из стихотворения Цель употребления
Разговорная лексика, просторечия
Окказионализмы
Метафоры.
Гипербола
Омонимы.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: заполнить таблицу/письменно/

Поиск