24-04-2024

Гусынина Наталья Александровна

МБДОУ БЦРР детский сад "Журавушка"

Педагогический проект
Старшая группа «Звёздочка»
«Семейные традиции»
Тип проекта: творчески - исследовательский.
Вид проекта: долгосрочный, с 09.01.24г. по 15.03.24г.
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, воспитатели группы, родители.


1 Введение
Семья - это первый социальный институт, с которым ребенок встречается в жизни, частью которого является.
Традиция-это обычай, установившийся порядок в поведении, в быту, а также то, что перешло от одного поколения к другому, унаследовано от предков.
Семейные традиции — это обычные принятые в семье нормы, манеры поведения, обычаи и взгляды, которые передаются из поколения в поколение. Регулярно повторяющиеся действия членов семьи, направленные на сплочение внутрисемейных связей и укрепление семьи как главной основы общества. Это духовная атмосфера дома, которую составляют распорядок дня, обычаи, уклад жизни и привычки его обитателей. Так, одни семьи предпочитают рано подниматься, завтракать на скорую руку, уходить на работу и встречаться вечером без расспросов и разговоров. В других семьях приняты совместные трапезы, обсуждение планов, появляется повышенное внимание к проблемам друг друга. благополучия, отражающий нравственную позицию всех членов семьи. Каждая семья индивидуальна и имеет свою историю.
Примеры семейных традиций:
- Совместное проведение праздников
- Тематические обеды по выходным
- Поездки на отдых всей семьей
- Чтение сказок детям перед сном или пение колыбельных песен
- Посещение церкви по воскресеньям или религиозным праздникам
- Написание детьми писем Деду Морозу на Новый год
- Заниматься стряпаньем, выпечкой со всеми домочадцами
- Совместное принятие пищи
- И так далее.
Польза семейных традиций:
Семейные традиции и обычаи помогают нормально взаимодействовать с обществом, делают сплоченной семью, укрепляют родственные связи, улучшают взаимопонимание и уменьшают количество ссор. В семейных кругах, где существуют и соблюдаются традиции семейного воспитания, дети прислушиваются к мнению родителей, а родители проявляют внимание к проблемам детей и помогают им справляться с ними.
2 Постановка проблемы
В семье воспитание детей должно строиться на любви, опыте, традициях, личном примере из детства родных и близких. И какую бы сторону развития ребёнка мы не рассматривали, всегда окажется, что главную роль в становлении его личности на разных возрастных этапах играет семья.
Вот почему проблема возрождения семейных традиций становится актуальной и определяется той огромной ролью, которую играет семья и семейные традиции.
Проект «Семья и семейные традиции» направлен на взаимодействие с родителями: родители должны участвовать в его реализации, в создании условий для полноценного и своевременного развития ребенка, чтобы не упустить важнейший период в развитии его личности. Взаимодействие с родителями в данном направлении способствует формированию бережного отношения к семейным ценностям, сохранению семейных связей. Только семья может обеспечить сохранение национальных традиций и обычаев, песен, поговорок и заповедей, обеспечить передачу потомкам всего положительного, что накапливается семьей и народом.
3 Цель и задачи проекта
Цель: сформировать у детей понятие «семья», «семейные традиции и ценности», способствовать развитию любви, внимания и уважения к своим близким.
Задачи:
1. Сформировать у детей интерес к своей семье, сохранению семейных традиций и обычаев, воспитать уважение к членам семьи.
2. Узнать о семейных традициях в семьях воспитанников.
3. Создать эмоционально благополучную атмосферу дома и в детском саду, где взаимоотношения между взрослыми и детьми построены на основе доброжелательности и взаимоуважении.
4. Побуждать детей к выполнению общественно значимых заданий, к добрым делам для семьи, родного дома, детского сада.
5. Совершенствовать у детей умения проявлять чувство сострадания, заботливости, внимательности к родным и близким, друзьям и сверстникам, к тем, кто о них заботится.
4 Методы и формы работы:
Для реализации задач проекта использовались интернет – ресурсы, энциклопедии, картотеки, игры, беседы с детьми и консультации с родителями, тематические мероприятия, мастер класс по «Семейному гербу», оформление уголка по семейным традициям, изобразительное искусство по тематике «Моя семья».
5 Ожидаемые результаты:
• У детей сформируются знания о семье, ее ценностях, традициях;
• У детей появится желание и стремление к эмоциональному общению с родными и близкими.
6 Мероприятия и сроки:
15.01.24г. - Беседа: Мама папа я – дружная семья. Моя семья
15.01.24г. и 12.03.24г. - Беседа с презентацией: «Традиции нашей семьи»
24.01.24г. и 06.03.24г. - Беседа: Семейные поездки, семейный отдых
30.01.24г. и 20.02.24г. - Составление творческих рассказов на тему: « Моя семья», «Как я помогаю дома», «Семейные выходные»
06.02.24г. и 14.03.24г. - Рисование и выставка детских рисунков: «Моя семья:»
08.02.24г. Заучивание стихотворения: Е.Благинина «Посидим в тишине»
7 Этапы осуществления проекта:
I этап - предварительный.
На первом этапе был проведен опрос детей: «Что я знаю о семейных традициях?», а также консультации и беседы по проекту с родителями и детьми. Проанализирована полученная информация и разработан план мероприятий работы с детьми и родителями.
II этап – основной:
В работе с детьми было проведено речевое развитие, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, художественно-эстетическое развитие. С родителями были проведены консультации и беседы по данной тематике.
Речевое развитие: чтение художественной литературы по теме «Моя семья»: Е. Благинина «Посидим в тишине»; русские народные сказки «Дикие лебеди», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Снегурочка», С. Баруздина «Мамина работа», разучивание стихов, загадок, пальчиковых гимнастик о семье.
Дидактические игры: «Кто старше? », «Кем ты приходишься своим родителям? »,»Семья», «Кто самый главный»,»Как зовут членов семьи».
Беседы: «Моя дружная семья», «Расскажи мне о своей семье», «Мои домашние обязанности», «Что любит моя мама», «Традиции нашей семьи».
Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Дочки-матери». «Готовим обед для мамы», «Помогаю в гараже папе». «Новоселье».
Художественно – эстетическое развитие: изготовление подарков для родителей. «Открытка для мамы на 8 марта», «Поздравительная открытка для папы», выставка рисунков «Наша дружная семья».
Консультации для родителей «Общение детей и родителей в семье», «Родословная – старинная русская традиция».
Фотовыставка «Наши семейные традиции», «Отдыхаем всей семьей!».
III этап – заключительный:
Внедрение проекта обеспечило оптимальные условия для изучения детьми своих традиций, возрос интерес к семье, ее прошлому и настоящему. У детей появилось желание быть похожими на близких людей в делах, поступках. Проявилось эмоционально – положительное отношение к своей семье, гордость за свою семью, бережное отношение к семейным реликвиям. Осуществление проекта обеспечило самореализацию родителей как субъектов образовательной деятельности, возможность конструктивного сотрудничества.