Опубликованные материалы

«Профессионально-педагогическая культура педагога ДО»

14-11-2024

Владимирова Ольга Алексеевна

 

 Воспитатель, ГБОУ СОШ №1 "ОЦ" СП "Детский сад "Янтарик", п.г.т.Смышляевка Волжского района Самарской области


Статья
«Профессионально-педагогическая культура педагога ДО»
«Чтобы воспитывать другого,
мы должны воспитать прежде всего себя».
(Николай Васильевич Гоголь)


В самые разные этапы развития общества требования, предъявляемые ко всем формам общественной деятельности, неизменно связаны с культурой. Необходимым условием эффективности любого труда, а особенно педагогического всегда является высокий уровень культуры. Профессионально-педагогическая культура воспитателя ДОУ в большой степени определяется уровнем его профессиональной подготовки, стремлением к самосовершенствованию в условиях профессиональной деятельности. С термином «профессионально-педагогическая культура» педагога тесно связан термин «профессиональная компетентность». Сегодня нет однозначного определения понятия «профессиональная компетентность». Оно определяется, как многофакторное явление, включающее в себя все знания, умения, навыки, ценностные ориентиры и мотивы профессиональной деятельности педагога. В настоящее время востребован не просто воспитатель детского сада, а педагог, активно занимающийся научно-методической, опытно-экспериментальной, инновационной деятельностью, ищущий свое «профессиональное Я», свои педагогические инструменты. И эти качества могут быть развиты только в творческом, технологично-инновационном, методически-научном организованном образовательном процессе в дошкольном учреждении. Комплексная, сложная и многогранная составляющая личности педагога, которая включает в себя социальные, профессиональные и сугубо личностные характеристики – профессиональная культура педагога. Педагог ДОУ — это взрослый человек, который является для ребенка не только носителем средств и образцов действия и поведения, но и уникальной личностью, воплощающей свои индивидуальные мотивы и смыслы, оказывающие влияние на его развитие, став огромным авторитетом. И теперь в главные обязанности воспитателя ДОУ входит не только постоянный контроль за детьми, за их благополучием и безопасностью, но и применение современных инновационных технологий и методик в организации дошкольного воспитания и обучения. Современным требованиям к образовательной работе дошкольного учреждения может отвечать педагог, который постоянно пополняет свой общекультурный и профессиональный уровень подготовки, разбирается в фундаментальных понятиях педагогики и психологии, касающихся сущности воспитательной и педагогической деятельности, педагогического общения, этапов и закономерностей развития личности, возрастных и индивидуальных особенностей детей. В связи с этим для воспитателя ДОУ обязательно такое направление профессиональной деятельности педагога, как самообразование. Формы самообразования многообразны: от чтения различной литературы (научной, специальной, художественной, посещения музеев и т. п.) до участия в конференциях, семинарах, выставках, конкурсах и др. Педагогическая культура педагога включает в себя:
1. Духовно-нравственные ценности.
2. Культура общения: речь; владение приемами и методами взаимодействия и воздействия на ребенка и его родителей в сочетании с педагогическим тактом; способность выбирать правильный подход к воспитаннику и его родителям, проявляющийся в уважении к личности.
3. Педагогическое мышление, которое способно к научной обработке информации педагогических явлений, рефлексию, интуицию, использование новой информации.
4. Общественное поведение и внешний вид.
И можно сделать вывод, что современный педагог ДОУ обязан быть человеком высокой культуры, ее носителем, воспитывающий и создающий культуру последующего поколения.
А. Дистервег говорил: «Педагог, лишь до тех пор способен на самом деле воспитывать и образовывать, пока сам работает над своим собственным воспитанием и образованием».

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1.Грехнев В.С. Культура педагогического общения. – М.: Просвещение, 1990.-144с.
2.Григорович Л.А., Марцинковская Т.Д. Педагогика и психология: учеб. пособие. - М.: Гардарики, 2003. - 480с.
3.Жиганова Н.В., Колесникова Т.А. Тезаурус предшкольной подготовки в ДОУ: Методическое пособие для педагогов/воспитателей, старших воспитателей, заведующих ДОУ. Педсовет.org, 2010.-180с.
4.Педагогика: учеб. пособие / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. - М.: Школа-Пресс, 2007.-512с.
5. Якушева С.Д. Основы педагогического мастерства: учебник / С.Д. Якушева. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 256с.




Поиск