Опубликованные материалы

Мастер - класс «Волшебный мир нетрадиционного рисования: раскрываем таланты дошкольников»

28-11-2025

Тузик Татьяна Николаевна

 

 Воспитатель, МОУ Орлинская СОШ, Амурская область




Мастер - класс
«Волшебный мир нетрадиционного рисования: раскрываем таланты дошкольников»







Подготовила: Тузик Татьяна Николаевна, воспитатель1 кв. категории













Август 2025 г.
Цель: развитие творческих способностей детей дошкольного возраста с помощью нетрадиционных техник рисования.
Задачи: - познакомить детей с нетрадиционными техниками рисования; - сформировать у детей интерес к художественно-творческой деятельности; - научить детей использовать различные изобразительные материалы для выразительного создания рисунка; - развивать у детей эстетические чувства формы, цвета, ритма, композиции, пропорции; - развивать образное представление и восприятие; - воспитывать трудолюбие, аккуратность, желание доводить начатое дело до конца.

Дошкольное детство - очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Рисование - одно из первых и наиболее доступных средств самовыражения ребенка. Рисование - это не только забава, но и творческий труд. Понятие «творчество» определяется как деятельность, в результате которой ребенок создает новое, оригинальное, проявляя воображение, реализуя свой замысел, самостоятельно находя средство для его воплощения. В процессе творчества ребенок развивается интеллектуально и эмоционально.
ФГОС ДО в реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» предполагает реализацию самостоятельной творческой деятельности (изобразительной, конструктивной). Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного детства, изложенные во ФГОС ДО предполагают, что ребёнок обладает развитым воображением, которое реализует в разных видах деятельности.
Воображение выступает предпосылкой эффективного усвоения детьми новых знаний, никакой вид творческой деятельности не может обойтись без воображения.
Творческие способности в значительной степени определяют эффективность учебно-воспитательной деятельности в ДОУ.
На мой взгляд, в настоящее время уделяется большое внимание обучению дошкольников традиционным техникам рисования и недостаточно нетрадиционным. Нетрадиционные техники – толчок к развитию воображения. Все необычное привлекает внимание детей, заставляет их удивляться. У ребят развивается вкус к познанию нового, к экспериментам. Дети начинают задавать вопросы педагогу, друг другу, обогащается и активизируется их словарный запас. Данный вид деятельности позволяет сделать работы детей более интересными, выразительными, красочными, а так же развить детскую самостоятельность, мышление, творчество. По моим наблюдениям, обучение детей нетрадиционным способам рисования активизирует познавательный интерес, формирует эмоционально положительное отношение к процессу рисования, способствует эффективному развитию воображения и восприятия. Важно дать понять детям: «В творчестве нет правильного пути, нет неправильного пути, есть только свой собственный путь».
Елена Евгеньевна Кравцова в книге «Разбуди в ребенке волшебника» утверждает: «Каждый ребенок по своей природе волшебник: он может превратить старую табуретку в красивый замок, сделать Бабу-Ягу доброй, победить Бармалея волшебным мечом…». Обращаясь к педагогам и родителям, Елена Евгеньевна призывает: «Помогите ребенку, разбудите в нем волшебника - тогда и его, и ваша жизнь изменятся!». Слова «Разбудите в ребенке волшебника!» стали девизом моей работы по ознакомлению детей с нетрадиционными техниками рисования.
Знакомство детей с нетрадиционными техниками рисования я начинаю в первой младшей группе с самого простого – рисования пальчиками, постепенно переходя к более сложным: рисование ладошкой, ватными палочками, поролоновыми штампами, рисование водой на асфальте. Детей среднего и старшего дошкольного возраста можно знакомить с такими видами нетрадиционного рисования, как: тычок жесткой полусухой кистью; печать пробками; рисование картонными втулками; восковые мелки + акварель; свеча + акварель; отпечатки листьев; рисование песком; рисование мыльными пузырями; рисование мятой бумагой; рисование пупырчатой пленкой; рисование поролоновыми валиками; рисование пластиковыми вилками; кляксография с трубочкой; монотипия пейзажная; монотипия предметная; пластилинография.
Используя в творчестве нетрадиционные техники, ребенок получает возможность отразить свои впечатления от окружающего мира, передать образы воображения, воплотив их с помощью разнообразных материалов в реальные формы. Очень интересно наблюдать, как дети раскрывают свои уникальные способности и за радостью, которую им доставляет продукт их творчества.
Закончить свое сообщение я хочу цитатой из книги Е.Е. Кравцовой: «Волшебниками не рождаются, волшебниками становятся. А для этого у вашего ребенка все есть: он уже умеет видеть то, что не видно остальным, слышать непонятные, волшебные звуки, красить весь мир в свой любимый цвет и многое другое. Но для того, чтобы все это свершилось, необходимо еще одно, наверное, самое главное: надо разбудить волшебника в себе!»
Мастер – класс «Волшебная поляна»
Материалы: 1. Альбомный лист.
2. Коктейльные трубочки, нарезаные с одной стороны бахромой (розетка – звездочка).
3. Ватные палочки, кисточки.
4. Гуашь, баночка с водой.
5. Палитра.
6. Влажные салфетки.
Ход работы:
1. Обмакиваем розетку – звездочку в гуашь.
2. Ставим отпечаток на листе бумаги, в одно и тоже место, вращая трубочку в руке. Получается пушистый цветок. Таким образом рисуем несколько цветков разного цвета, заполняя пространство листа.
3. С помощью ватной палочки заполняем середину цветков точками, используя гуашь желтого цвета.
4. Кистью рисуем стебли и листья цветков.
Перед нами волшебная поляна с цветами!


Поиск