31-03-2025
Власова Марина Евгеньевна
воспитатель МБДОУ "Детский сад №57" г. Дзержинск Нижегородская область
Консультация для родителей
Сюжетно – ролевые игры с детьми раннего возраста
Когда же начинать знакомство ребенка с сюжетной игрой? Чем раньше, тем лучше! Ведь в процессе проигрывания основных жизненных ситуаций ребенок лучше начинает понимать окружающий мир. Естественно, сначала ребёнок будет только наблюдать за вашими манипуляциями с игрушками, но со временем будет и сам включаться в игру.
Во время игры малыш не просто наблюдает за действиями с игрушками, он потихоньку начинает понимать причины того или иного поведения: кукла плачет, потому что она упала, мишка обрадовался, потому что ему подарили подарок и т.д. Так как ролевые игры будут отражать жизнь самого ребенка, окружающий мир станет ему более близким и понятным, ребенок будет лучше понимать человеческие эмоции.
В процессе игры у ребенка постоянно будет возникать необходимость называть какие-то предметы и действия с ними, он будет стремиться повторять новые слова, таким образом игра способствует развитию речи.
Еще сюжетные игры здорово помогают в процессе воспитания ребенка: в игре можно объяснять ребенку как нужно себя вести, а как нет, какие последствия могут быть у того или иного поступка. Например, мишка не хотел надевать шапку, простыл на улице и заболел, потом ему пришлось лечиться и делать уколы. Или мишка так долго одевался, что на улице уже стало темно и ему пришлось идти домой, так и не погуляв.
Стоит заметить, что сюжетно-ролевые игры делают жизнь малыша более разнообразной, любая развивающая игра становится гораздо интереснее и привлекательнее для ребенка, когда в ней начинают участвовать любимые мишки и зайки.
С каких сюжетных игр начинать?
Начинать нужно с самого простого: показывать малышу как кукла ходит, плачет, кушает. По мере того, как малыш будет вникать в суть игры, можно вводить все более сложные и развернутые сюжеты. Конечно, поначалу ребенок будет лишь зрителем, наблюдающим сценку, которую разыгрывает перед ним мама, но пройдет некоторое время, и малыш потихоньку начнет подключаться к игре.
Какие еще сюжеты можно разыграть с малышом?
· кукла пошла, упала, заплакала, нужно ее пожалеть;
· зайка сел в машину, поехал кататься, потом позвал с собой куклу;
· собачка потанцевала, устала, захотела спать, нужно уложить ее в кроватку под одеяло;
· куклы пьют чай;
· кукла собирается с вами на прогулку, одевается, садится в колясочку;
· кукла купается в небольшом тазике, потрите ее губкой, вытрите полотенцем;
· мишка пришел, поздоровался, потанцевал, спел песню, попрощался и ушел;
· мишка стукнул лапку, нужно ее полечить (замотать бинтиком), тогда лапка больше не будет болеть;
· стульчик сломался, вместе отремонтируйте его при помощи игрушечных инструментов: молоточка, отвертки и т.п.
Игра будет интереснее и разнообразнее, если вы будете использовать разнообразные аксессуары и игрушечные предметы быта. В числе самых первых лучше всего приобрести:
· куклу-пупса с комплектом принадлежностей: бутылочка, соска, горшок, расческа, ложечка, тарелочка, коляска и т.п.
· набор игрушечной посуды: чайник, чашечки, тарелочки, ложечки и т.п.
· набор игрушечных инструментов: молоточек, пила и т.п.
Очень полезно разыгрывать с малышом увиденные в реальной жизни ситуации. Например, если малыш видел, как из машины сгружают кирпичи, можно дома с ним вместе нагрузить машинку кубиками, отвезти их в другую часть комнаты и построить из них башенку. Или, увидев на улице как кормят голубей, можно разыграть дома ситуацию, как тоже самое делает любимая кукла. Играя с малышом таким образом, вы способствуете формированию ассоциативных связей, развитию воображения.
По мере взросления ребенка можно усложнять сценки-сюжеты, увеличивать число задействованных персонажей, аксессуаров, вводить больше деталей.
· у мишки день рождения, другие игрушки пришли его поздравить и подарить подарки;
· куклы играют в прятки;
· зайка заболел, другие игрушки пришли его навестить;
· куклы слушают, как мама читает сказку;
· мишка гулял на улице без шарфа и заболел, мама посмотрела горлышко – а оно красное, начинаем мишку лечить;
· зайка пришел в магазин
· разыгрываем перед ребенком сюжеты простых и знакомых сказок, стихов;
· строим небольшой дом из кубиков, селим в нем игрушки и разыгрываем излюбленные сцены: девочка поспала, покушала, приняла гостей и т.д.
Вот какие еще игрушки, скорее всего, понравятся ребенку на этом этапе:
· набор доктора: стетоскоп, шприц, градусник и т.п Дети с удовольствием воспроизводят процесс осмотра у доктора, в котором они неоднократно участвовали в реальной жизни. Игра не потеряет своей привлекательности для ребенка и в 2, и в 3, и в 4 года.
· набор игрушечной кухонной утвари: сковородки, кастрюли, игрушечная плита и т.п., наборы овощей и фруктов – малышу будет очень интересно вместе с вами варить для игрушечных друзей супы и компоты, жарить котлетки и т.п.
· одежда и обувь для кукол – одевать и раздевать куклу пока что придется вам, но старайтесь организовать игру так, чтобы малыш вам помогал. Обязательно комментируйте свои действия, рассказывайте, зачем нужен тот или иной элемент одежды.
· мебель и бытовая техника для кукол, постельные принадлежности.
Развиваем воображение
Проявляйте в ваших играх фантазию, и ваш ребёнок научится фантазировать вместе с вами. Уже с раннего возраста ребенок может понять многие образы. Например, кубик в вашей игре может быть мылом для куклы, палочка – ложкой или градусником. Можно представить, что травка – это макароны, а камушки – это картошка и сварить из них суп. Такие образы здорово развивают воображение ребенка.
Важно помнить, что в этом возрасте ребенок еще очень плохо играет самостоятельно в сюжетно-ролевые игры, он только лишь плавно начинает переходить из пассивного зрителя в активного участника. Поэтому полноценная игра без участия взрослого пока что невозможна. Поэтому необходимо время от времени проигрывать с ребенком различные сюжеты. Поначалу он будет повторять те сюжеты, которым вы его научили, затем будет привносить что-то свое.