Опубликованные материалы

"Использование устного народного творчества в развитии речи детей-логопатов"

14-12-2023

Боровских Наталия Борисовна

 

 Воспитатель, МБДОУ ДС №31 "Медвежонок", г. Нижневартовск

Жизнь детей теснейшим образом связана с жизнью взрослых, но у ребенка есть свое обусловленное возрастными психическими особенностями видение мира. Все многообразие мира дети дошкольного возраста воспринимают не так, как взрослые.
Взрослые мыслят, писал К.И.Чуковский «словами словесными формулами, а маленькие дети – вещами, предметами предметного мира. Их мысль на первых порах связана с конкретными образами». Особенностями детской психики определяется выбор поэтических образов, весь состав детского фольклора.
Поэтические произведения, многие столетия передавались от одного поколения к другому, постепенно приобретали содержание и форму, наиболее полно соответствующие законам детской эстетики.
Обращение к детскому фольклору объясняется тем, что речь современных детей в связи с разрушением традиционной устной культуры становится все менее певуча и «безгласна». Они утрачивают благотворную возможность научиться соотносить интонацию, ритмику, эмоциональность музыкально-поэтического образа и пластику, ритм жеста, рожденного человеческим телом, т.е. согласовывать
движения, внешние действия и заключенный в нем идеальный внутренний смысл.
Большинство старших дошкольников правильно произносят все звуки родного языка. Однако у некоторых детей имеются такие недостатки, как нечеткое произношение шипящих и сонорных звуков. Именно с этих звуков, объединенных в пары на основе акустического или артикуляционного сходства, целесообразно начинать работу. Бывает также, что, правильно произнося изолированный звук, ребенок неточно
выговаривает его в словах. Поэтому необходимо упражнять детей в произношении звуков в любой позиции (в начале, в середине, в конце слова): обращать внимание на то, как они произносят многосложные слов со стечением нескольких согласных.
Нечеткое или неправильное произношение слов может быть причиной их непонимания. Конечно, неправильное произношение одного или даже нескольких звуков не мешает детям общаться между собой, но затрудняет их взаимопонимание при распределении ведущих ролей в играх. Предпочтение чаще отдается тем ребятам, у которых речь ясная, четкая. Ребята с недостатками произношения часто бывают замкнутыми, робкими, стесняются читать стихи вслух, рассказывать сказки.
Ребенок не всегда может сразу правильно произнести услышанное слово:
сохранить в нем слоговую структуру, четко выговаривать все звуки. Внятность и чистота речи зависит от многих факторов и в первую очередь от состояния и подвижности артикуляционного аппарата: неправильное строение артикуляционного аппарата, недоразвитость, вялость мышц языка, нижней челюсти, мягкого неба, губ и как следствие их недостаточная подвижность нередко являются причиной плохого произношения. Чистота произношения обеспечивается прежде
всего за счет правильного согласных звуков.
Поэтому, в связи с этим, ставится цель – воспитание звуковой культуры речи, развитие фонематического слуха, т.е. умения отличать одни речевые звуки (фонемы) от других. Это дает возможность различать близкие по звучанию слова: мал-мял, рак-лак, том-дом. В русском языке 42 фонемы: 6 гласных, 36 согласных.
Некоторые фонемы отличаются друг от друга только звонкостью или глухостью при одинаковой артикуляции, например звуки с и з, ш и ж, другие имеют более грубые акустические различия (т и ш), очень тонкие акустические различия имеют твердые и мягкие согласные (т и ть, с и сь). Недостаточная сформированность слухового восприятия, фонематического слуха может явиться причиной неправильного
произношения звуков, слов, фраз.
Из всего сказанного следует, чтобы выработать у ребенка хорошую дикцию, обеспечить четкое и благозвучное произнесение им слов и каждого звука в отдельности, необходимо развивать его артикуляционный аппарат, речевое дыхание, совершенствовать фонематический слух, нужно учить его слушать речь,
различать звуки не только при произношении, но и на слух, правильно
воспроизводить их в слове.
Для решения этих задач богатейшим материалом являются малые формы
фольклора: потешки, поговорки, пословицы, скороговорки. Воспитатели часто используют их для выработки у детей четкого и выразительного произношения.
Известно, что для детей с речевой патологией немалую сложность представляют движения пальцев рук, т.к. мелкая моторика тесно связана с речевой функцией. Отмечено стимулирующее влияние функций руки на развитие психических функций и деятельность головного мозга в целом. Пальчиковые игры на основе русского народного творчества дают возможность органично сочетать развитие мелкой моторики с различными речевыми заданиями, движения пальцев рук с
упражнениями в дифференциации звуков. Эти игры, проходящие как фрагмент подгруппового занятия (4-6 человек) вызывают интерес у детей.
Иры с пальцами можно оживить, сделав головки мальчиков и девочек. Их рисуют или вырезают из вышедших из употребления старых книг и журналов, наклеивают на киндер-сюрприз, предварительно вырезав в нем круглое отверстие по размеру детского пальчика. С помощью таких игрушек можно обыграть ряд стихотворений и потешек, например:
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – наш малыш
А зовут его – крепыш.
Организация театрализованных игр непременно связана с работой над
выразительностью речи. Педагог учит детей управлять силой голоса, тембром, темпом речи, соответствующим персонажу, учит звукоподражанию, четкой дикции.
После разучивания текста воспитатель начинает работать с детьми над движениями:
учит их посредством движения передавать характер литературного героя (лиса хитрая, ходит на цыпочках, в глаза всем заглядывает, вертит головой в разные стороны, хочет всем понравиться); предлагает всем детям попробовать себя в определенной роли, затем выбрать лучших исполнителей. При распределении ролей можно использовать считалочки.
Многие считалки, которые у детей с нормальным развитием не вызывают
затруднений, для детей с нарушением речи оказываются сложными. Им трудно в нужном темпе и ритме произнести сочетания звуков слогов, еще труднее совместить чтение считалки вслух с поочередным указанием на стоящих в кругу детей.

Поиск